Джон Барбиролли

John Barbirolli

Джон Барбиролли / John Barbirolli

Джон Барбиролли любит называть себя коренным лондонцем. Он и впрямь сроднился с английской столицей: мало кто даже в Англии помнит, что его фамилия неcпроста звучит по-итальянски, а настоящее имя артиста вовсе не Джон, а Джованни Баттиста. Его мать француженка, а по отцовской линии он происходит из потомственной итальянской музыкальной семьи: дед и отец артиста были скрипачами и вместе играли в оркестре «Ла Скала» еще в памятный день премьеры «Отелло». Да и выглядит Барбиролли, как итальянец: резкие черты лица, темные волосы, живые глаза. Недаром Тосканини, впервые встретив его уже много лет спустя, воскликнул: «Да вы же наверняка сын Лоренцо, скрипача!»

И все же Барбиролли англичанин — по своему воспитанию, музыкальным вкусам, уравновешенному темпераменту. Будущий маэстро воспитывался в атмосфере, насыщенной искусством. По семейной традиции из него хотели сделать скрипача. Но мальчик не мог усидеть на месте со скрипкой и, занимаясь, постоянно бродил по комнате. Тогда-то деду и пришла в голову идея — пусть мальчик учится игре на виолончели: с ней не погуляешь.

Впервые Барбиролли появился перед публикой как солист в студенческом оркестре «Тринити-колледжа», а в тринадцать лет — год спустя — он поступил в Королевскую музыкальную академию, в класс виолончели, окончив который, работал в оркестрах под руководством Г. Вуда и Т. Бичема — с «Русским балетом» и в театре «Ковент-Гарден». Как участник Интернационального струнного квартета выступал во Франции, Нидерландах, Испании и на родине. Наконец, в 1924 году Барбиролли организовал свой собственный ансамбль - «Струнный оркестр Барбиролли».

С этого момента и начинается карьера Барбиролли-дирижера. Вскоре его дирижерские способности привлекли внимание импресарио, и он был приглашен в 1926 году провести серию спектаклей Британской национальной оперной компании — «Аиду», «Ромео и Джульетту», «Чио-Чио-Сан», «Фальстафа». В те годы Джованни Баттиста , и стал называться английским именем Джон.

Тогда же, несмотря на успешный оперный дебют, Барбиролли все больше отдается концертному дирижированию. В 1933 году он впервые возглавил большой коллектив — Шотландский оркестр в Глазго — и за три года работы сумел превратить его в один из лучших оркестров страны.

Спустя несколько лет репутация Барбиролли выросла настолько, что его пригласили в Нью-йоркский филармонический оркестр, чтобы заменить на посту его руководителя Артуро Тосканини. Он с честью выдержал трудное испытание — трудное вдвойне, ибо в Нью-Йорке тогда на афишах появлялись имена почти всех крупнейших дирижеров мира, эмигрировавших в США во время фашизма. Но когда разразилась война, дирижер решил вернуться на родину. Это удалось ему лишь в 1942 году, после трудного и многодневного путешествия на подводной лодке. Восторженный прием, оказанный ему соотечественниками, решил дело, на следующий год артист окончательно переехал и возглавил один из старейших коллективе «Халле-оркестр».

С этим коллективом Барбиролли проработал многие годы, вернув ему славу, которой он пользовался в прошлом веке; более того, впервые оркестр из провинциального стал поистине коллективом международного значения. С ним стали выступать лучшие мировые дирижеры и солисты. Сам же Барбиролли объездил в послевоенные годы — и самостоятельно, и со своим оркестром, и с другими английскими коллективами буквально весь мир. В 60-х годах он руководил также оркестром в Хоустоне (США). В 1967 году он во главе с оркестром «Би-би-си» побывал в СССР. И по сей день он пользуется заслуженной популярностью как на родине, так и за рубежом.

Заслуги Барбиролли перед английским искусством не исчерпываются лишь организацией и укреплением оркестровых коллективов. Он известен как страстный пропагандист творчества английских композиторов, и в первую очередь Элгара и Воан-Уильямса, первым исполнителем многих сочинений которого он был. Спокойная, ясная, величественная дирижерская манера артиста как нельзя лучше соответствовала характеру музыки английских композиторов-симфонистов. К числу излюбленных композиторов Барбиролли относятся также композиторы конца прошлого века, мастера большой симфонической формы; с большим своеобразием и убедительностью передает он монументальные концепции Брамса, Сибелиуса, Малера.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Майкл Балф Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

02.12.1899

Дата смерти

29.07.1970

Профессия

дирижёр, инструменталист

Страна

Англия

просмотры: 3501
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть