Международный форум «Балет XXI век» в Красноярске

Ballet XXI Century

Международный форум «Балет XXI век» в Красноярске / Ballet XXI Century

Международный форум «Балет XXI век» – фирменное ноу-хау Красноярского государственного театра оперы и балета, масштабное и основательное творческое детище с точки зрения всех его аспектов: от самóй идеи до организации. Как показывают живые и яркие впечатления очевидца событий двух последних Форумов, на бескрайних сибирских просторах – на берегах Енисея, одной из величайших рек России и мира, – в проведении подобного рода мероприятий, определенно, знают толк и делают это с особым изыском – с небывалой творческой щедростью и художественным вкусом! По историческим меркам сей Форум, традиционно проходящий под патронатом губернатора Красноярского края, – совсем ведь еще молодой, но в мире о нем сегодня знают уже достаточно хорошо. За годы проведения он стал мощным интеллектуальным брендом в сфере культуры и искусства.

В череде разнообразной и насыщенной программы Форума, каждый год посвященной какой-либо выдающейся персоналии в мире балета либо исторической вехе в истории самого балета, главным мероприятием, несомненно, является Международный конкурс балета «Гран-при Сибири». В дни его проведения в Красноярск съезжаются члены жюри (именитые мэтры балетного искусства) и участники со всего мира. Но когда-то I Форум, состоявшийся в 2010 году и посвященный 100-летию Галины Улановой (1910–1998), имел лишь статус всероссийского. II Всероссийский форум, прошедший в 2012 году, был посвящен 85-летию Юрия Григоровича. В 2013 году с вступлением в Международную федерацию балетных конкурсов форум «Балет XXI век» приобрел, наконец, статус международного. После этого конкурс балета в рамках Форума получил свое нынешнее название «Гран-при Сибири» и в новом качестве впервые был проведен в 2014 году.

Темой III Форума «Балет XXI век» два года назад стало «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в контексте наиболее значимого символа русского балета второй половины XIX века. IV Международный форум «Балет XXI век» (7–13 ноября 2016 года) был посвящен 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева (1891–1953). Значимость Форума и Международного конкурса балета «Гран-при Сибири», проходящего в рамках Форума, велика, ведь на просторах азиатской части России они – единственные, которые имеют статус международных. Директор конкурса – директор Красноярского театра оперы и балета Светлана Гузий. Каждые два года Форум проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Красноярского края, Министерства культуры Красноярского края, Администрации города Красноярска и Международной федерации балетных конкурсов (МФБК).

Цель этого важного культурного события – сохранение и развитие традиций русского балета, а также выявление и продвижение перспективных учащихся выпускных классов хореографических учебных заведений и молодых артистов балета России и других стран. Почетный президент жюри конкурса – признанный мэтр отечественной и мировой хореографии Юрий Григорович, народный артист СССР, президент Международного союза деятелей хореографии, президент МФБК, балетмейстер Большого театра России, профессор Московской государственной академии хореографии. В состав жюри на IV Форуме вошли известные представители отечественного и зарубежного балета:

• Брижит Лефевр (Франция), председатель жюри, экс-директор балетной труппы Парижской национальной оперы (1995–2014), хореограф, педагог;
• Вячеслав Гордеев (Россия), народный артист СССР, основатель и художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский балет»;
• Сергей Бобров (Россия), заслуженный артист России, художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета, хореограф;
• Микко Ниссинен (США-Финляндия), художественный руководитель Бостонского балета, педагог;
• Валерий Анисимов (Россия), народный артист России, заведующий кафедрой классического и дуэтного танца Московской государственной академии хореографии, профессор);
• Андрейс Жагарс (Латвия), режиссер, педагог кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра в Российском университете театрального искусства (ГИТИС);
• Елена Андриенко (Россия), заслуженная артистка России, доцент кафедры хореографии балетмейстерского факультета в Российском университете театрального искусства (ГИТИС);
• Сара-Нора Кристева (Болгария), художественный руководитель балетной труппы Софийского театра оперы и балета;
• Турсынбек Нуркалиев (Казахстан), заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, директор балетной труппы театра «Астана Опера»;
• Зейнеп Сунал Саадет (Турция), художественный руководитель Международного фестиваля балета в Бодруме;
• Чжао Рухень (Китай), народная артистка КНР, председатель Союза хореографов КНР, художественный руководитель Национального центра исполнительских искусств в Пекине;
• Сергей Усанов (Россия), ответственный секретарь жюри, заслуженный деятель искусств России, генеральный директор МФБК, первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии.

Терада Мидори и Окава Коя

Основная площадка Форума – Красноярский театр оперы и балета, но в его программе всегда задействованы и другие культурные объекты города. В рамках Форума традиционно проходят выставки и кинопоказы, круглые столы и творческие встречи, научно-практические семинары и конференции (телемосты). Задачей IV Форума явилось переосмысление музыкального и хореографического наследия Прокофьева с позиций театрально-музыкальной эстетики XXI века, и в рамках форума прошли два значимых мероприятия, объединенных одной темой «Год Сергея Прокофьева. Мосты культуры»: в Зале торжеств Красноярской филармонии состоялся научно-практический семинар, а в Информационном центре по атомной энергии Красноярска – круглый стол-телемост между Россией и Францией.

Современные проблемы творчества Прокофьева как необъятного пласта музыкальной культуры XX века участники семинара затрагивали не только в контексте востребованности балетного наследия композитора, но и музыкального театра в целом, а также в контексте значимости его опусов, не предназначенных для театральной сцены. Особое внимание было уделено парижскому балетному творчеству Прокофьева 20–30-х годов прошлого столетия. Наряду с этим участники круглого стола-телемоста сосредоточились на обсуждении значения творчества Прокофьева и обмене опытом работы с его музыкой. В Доме кино состоялся показ документального фильма о Сергее Прокофьеве (из цикла «Гении») режиссера Андрея Кончаловского, в основу которого легли дневниковые записи композитора, изданные в Париже его внуком.

В центральном фойе второго этажа Красноярского театра оперы и балета развернулась выставка «История спектаклей Сергея Прокофьева», подготовленная Государственным центральным музеем им. А.А. Бахрушина (Москва). На основе его фондов, а также фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва), Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства (плюс материалов из архива семьи композитора) в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края была представлена небольшая, но интереснейшая выставка «Сергей Прокофьев во Франции». На открытии выставки присутствовала Брижит Лефевр, и на творческую встречу с ней всех собравшихся на вернисаж пригласили после ознакомления с экспозицией: живой непринужденный диалог состоялся в форме вопросов-ответов.

Помимо конкурса балета «Гран-при Сибири» и гала-концерта его дипломантов и лауреатов в практической части Форума всегда традиционно присутствуют и балетные спектакли Красноярского театра оперы и балета, в том числе и премьеры. Говоря о Международном форуме «Балет XXI век» как о крупномасштабном событии в сфере культуры и искусства, необходимо совершить экскурс в историю его балетных премьер. 2010 год – Grand pas из «Пахиты» Минкуса (постановка и новая хореографическая редакция Юрия Ветрова), «Красный мак» Глиэра (постановка и хореография Владимира Васильева), «Весна священная» Стравинского (постановка и хореография Сергея Боброва). 2012 год – «Каменный цветок» Прокофьева (постановка и хореография Юрия Григоровича), «Электра» на музыку Рихарда Штрауса (постановка и хореография Сергея Боброва).

2014 год – «Лебединое озеро» Чайковского (оригинальная идея, постановка и новая хореография Сергея Боброва). 2016 год – новая хореографическая редакция сюиты из балета «Золушка» Прокофьева (постановка 2007 года Сергея Боброва). А открылся IV Форум показом его же оригинальной хореографической версии балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» (2005). В один из вечеров вместе с сюитой из «Золушки» был показан и первый акт балета «Каменный цветок» в постановке Юрия Григоровича.

реклама

вам может быть интересно

Глинкинские премии Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Красноярск

Тип

фестивали, конкурсы, премии

Автор

Игорь Корябин

просмотры: 1086
добавлено: 22.11.2016



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть