Швейцарский балет

Танцы с древних времён входили в празднества виноградарей и в маскарады. В ср. века танец был связан с церковными представлениями мистерий. Первый балет - "Сигизмунд" - пост. иезуитами в 1665 в Люцерне. В 18 в. балеты ставились в связи с событиями обществ. значения ("Да здравствует жизнь!", 1759, балетм. В. Бруннер; в честь вступления гор. Базеля в щвейцарскую конфедерацию). В 19 в. открылся ряд городских театров, где изредка показывали балеты ("Эксцельсиор" Маренко, балетм. Л. Манцотти, 1889, "Гран театр", Женева; "Фея кукол", 1891, Оперный театр, Цюрих). После 1-й мировой войны развитие получил ритмопластич. танец, связанный с деятельностью швейц. педагога Э. Жака-Далькроза (в 1915-50 возглавлял в Женеве Институт Жака-Далькроза), артистов М. Терпис, Т. Шоп, Б. Трюмпи, В. Скоронель. С 1920-х гг. в Цюрихе, затем в Базеле, Женеве, Берне, Люцерне, Санкт-Галлене регулярно ставятся балетные спектакли.

В Цюрихском оперном театре в 20-30-е гг. работали балетмейстеры из Германии и Югославии: В. Годлевский ("Легенда об Иосифе" Р. Штрауса, 1924; "Белые танцовщики" на муз. Бера, 1926), Х. Шторк ("Безделушки" Моцарта, 1927), Пино и Пиа Млакары ("Чёрт в деревне" Ф. Лхотки, 1935), Х. Розен ("Дон Жуан" Глюка, 1939) и др. В 40 - нач. 50-х гг. репертуар формировался из спектаклей франц., нем. и англ. театров ("Дафнис и Хлоя", "Болеро", "Вальс"; "Абраксас" и "Жоан из Цариссы" Эгка, "Фасад" Уолтона, "Адам Зеро" Блисса). В 1964-71 труппу возглавлял Н. Берёзов. Знаток классич. наследия и балетов М. М. Фокина, он формировал из них репертуар и пост. неск. собств. многоактных спектаклей: "Ундина" Хенце (1965), "Ромео и Джульетта" (1966), "Золушка" (1967). В 1971-73 балетмейстером театра был француз М. Декомбе ("Концертная симфония" на муз. Мартена, "Зеркала" на муз. Кельтерборна, "Круги" на муз. Берио), в 1973-75 - англичанин Дж. Коули ("В начале" на муз. Пуленка, "Представление должно продолжаться" на муз. Новака, Дриго и Минкуса, собств. редакции "Лебединого озера" и "Жар-птицы"). В 1975-78 труппу возглавлял швейцарец Х. Майстер (пост. "Щелкунчик"), Й. Бурт ("Сюита Мундог и Санкэт" на муз. Ардена, "Последующие годы" на муз. Айвса, "Мата Хари" на сб. музыку). В 1975-77 здесь работал также Д. Малер. В 70-х гг. были показаны спектакли из репертуара датского балета ("Сильфида" Лёвеншелля, в ред. А. Бурнонвиля) и англ. балета ("Тщетная предосторожность" Герольда в ред. Ф. Аштона, "Карьера мота" Гордона в пост. Н. де Валуа, "Сиреневый сад" на муз. Шоссона в пост. А. Тюдора); венг. балетм. Л. Шереги поставил "Сильвию" (1975). В 1978 худ. руководителем труппы стала американка П. Нири, которая пост. ряд балетов Дж. Баланчина. В составе труппы много иностранцев: в 60-70-х гг. - танцовщицы Г. Фултон, И. Милован; танцовщики Н. Мондино, Р. Шета, Ч. Рафик.

В Базеле в 30-е гг. ставили балеты М. фон Майенбург, Э. М. Крайс, Л. Мучелькнаус. В 1942-51 здесь работал немец Х. Розен ("От войны к миру" на муз. Ротмюллера, "Жертвам" на муз. Вила Лобоса, "Безразличный" на муз. Хауга), в 1951-55 - А. Ершек. Наибольшее значение имела деятельность В. Орликовского (1955-67). Он ввёл в репертуар "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Каменный цветок", "Золушку", "Бахчисарайский фонтан", "Жар-птицу", "Петрушку"; "Пер Гюнта" на муз. Грига и др. Исполнителями были А. Гёц, И. Скорик, Р. Априль. Важный этап в развитии балета в Базеле связан с деятельностью в 1970-72 чехословацких хореографов П. Шмока ("Золушка"; "Слуга двух господ" Бургхаузера, "Интимные письма на муз. Л. Яначека) и Л. Огоуна ("Хиросима" Буковы, "Славянские танцы" на муз. Дворжака). С 1973 труппу возглавил швейцарец Х. Споэрли (многоактный балет "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона, 1976; "Жизель", 1976; одноактные балеты "Ламентозо" на муз. Кабелача, "В честь Полины" на муз. Шумана, "Опус 35" на муз. Шостаковича, "Мы были..." Бауэра, "Военная поэма" Брема, "Ромео и Джульетта", все - 1977), ряд балетов в 1977-78 поставили Бурт, У. Форсайт, Ю. Жубер, Л. Лагерстрём и др.

В Женеве балет начал интенсивно развиваться с 1963, когда был вновь открыт отстроенный после пожара 1951 "Гран театр". В 1963-64 здесь выступала труппа Ж. Шарра с репертуаром, состоявшим из её балетов ("Ты получишь имя Тристан" на муз. Маэса, и др.), в 1964-68 - труппу "Гран театр" возглавлял С. Головин. Новый этап в истории балета в Женеве начался в 1969, когда консультантом труппы стал Дж. Баланчин. Коллектив возглавили с 1969 А. Ката, с 1973 - П. Нири; ставились преим. балеты Баланчина. Отдельные спектакли пост. Ката, Б. Стивенсон ("Золушка") и молодой швейц. балетмейстер П. Хойби. В труппе много амер. артистов.

В Берне отдельные спектакли ставились в 20-х гг., более регулярно с 40-х. В 40-50-х работали балетмейстеры Х. Бауман, С. Шпалингер, Ж. Дерок; в 1957-60 - Я. Бергер ("Ромео и Джульетта", "Болеро", "Адам Зеро"); в 60-х - Ф. Штеблер ("Щелкунчик", "Блудный сын"). С 1977 рук. труппы М. Халамка, с 1979 - швейцарец Р. Дузе. В 1959 М. Йованович организовала труппу в Санкт-Галлене, с 1977 её возглавляет американец Дж. Шнее.

В Люцерне в 50-60-х гг. работали Дерок, Штеблер, в 1970-79 - Дузе ("Ода" на муз. Стравинского, "Коппелия", 1977; "Балетные сцены" на муз. Шостаковича, 1978; "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского, 1978, и др.).

В 70-х гг. швейц. артисты и балетмейстеры стали чаще работать у себя на родине, многие возглавили театры (Майстер, Споэрли, Дузе; Дерок, который с 1961 руководит труппой Камерный балет). Основные балетные школы: при театре в Цюрихе, в 50-х гг. школы Б. Князева (в Лозанне, затем Женеве) и Н. Зверева, в 1956-68 - Х. Кройцберга и Бауман в Берне, с 1968 - Головина в Женеве. В Лозанне с 1973 проводится ежегодный междунар. конкурс молодых артистов балета ("При де Лозанн"); призёры направляются на обучение в лучшие балетные школы.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Largo, ларго Термины и понятия
Припев Опера, вокал, пение

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Аэрофоны Музыкальные инструменты
Военный оркестр Музыкальные инструменты
Glissade, глиссад Балет и танец
Канадская музыка Национальные культуры
Стиль музыкальный Термины и понятия
Квартет Термины и понятия
Тональность Термины и понятия
Подголосок Термины и понятия
Язычок Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3662
добавлено: 17.07.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть