Румынский балет

Основу румынского балета составляют богатейший национальный хореографический фольклор и традиции европейского балетного театра, принесённые в страну иностранными труппами.

Многовековое османское иго задержало развитие профессионального танц. искусства в Румынии. После заключения Кючук-Кайнарджийского мира (1774), в кон. 18 - нач. 19 вв. в рум. городах начали гастролировать нем., итал. и франц. оперные труппы (напр., в бухарестском театре "Чишмяда рошие", осн. в 1818, шли оперы Россини и Моцарта). Со временем в некоторые оперные спектакли стали включаться танц. дивертисменты. В 1822 нем. труппа из Веймара, гастролировавшая в Брашове, показала балет-пантомиму из жизни рум. нац. героев Хории, Клошки и Кришана, пост. балетм. Богнером на муз. капельмейстера Мюллера, аранжировавшего рум. мелодии.

Ещё в 19 в. нар. танцы привлекали внимание деятелей нац. возрождения. Известна пастораль "Праздник румынских пастухов", включавшая нар. танцы, сюжет которой был сочинён видным рум. просветителем Г. Асаки, а музыка - его женой Е. Таубер-Асаки. Впоследствии нар. танцы занимали большое место в комедиях, водевилях, феериях и т. д. В 1833 в Бухаресте было открыто "Филармоническое общество", при котором существовала первая в стране балетная школа, где преподавали французы - супруги Дюпор. Ученики этой школы исполняли нар. танцы в драматич. спектаклях нац. репертуара и балетные дивертисменты в оперных спектаклях иностр. трупп, выступавших в Бухаресте.

Открытие нац. театров и консерваторий в Яссах и Бухаресте в сер. 19 в. послужило толчком к развитию рум. театрального искусства, в т. ч. и балетного. В 1869 в Бухаресте был поставлен первый нац. балет "Золотая дама" Виста (балетм. - амер. балерина А. Мейвуд и румын Г. Мочану). Мочану организовал первую рум. фольклорную танц. труппу, гастролировавшую в Европе и Америке.

При нац. театре в Бухаресте в 1885 по инициативе композитора Дж. Штефэнеску была создана оперная труппа, имевшая небольшую балетную труппу и школу. Один из её педагогов - итальянец Т. Парис - ставил также балетные спектакли и дивертисменты в операх. Среди его учениц - М. Бэлэнеску, ставшая в нач. 20 в. ведущим педагогом, руководителем балетной школы Румынской оперы.

До 1-й мировой войны рум. композиторами были написаны балеты: "Лесная песня" и "Четыре сабли" Димитреску, "Иляна Косынзяна" Ноттары, "Жанна д'Арк" Катарджи.

В 20-40-х гг. постоянные балетные труппы работали в Бухаресте в Румынской опере (осн. в 1919, с 1921 гос. театр, балетм. А. Романовский) и в Клуже при Гос. опере (открыт в 1919, балетм. Р. Моравский). В Бухарестском театре ставились: "Лебединое озеро" (балетм. В. А. Каралли), "Коппелия", "Послеполуденный отдых фавна", "Петрушка"; "Жавотта" Сен-Санса, "Дафнис и Хлоя"; нац. балеты - "Ирис" К. Ноттары (1932, балетм. Романовский), "Тайна" Андрику (1936, балетм. М. Савицкий), "Барышня Мариуца" (1941, балетм. Ф. Капсали) и др. В этот период были созданы классич. произведения нац. репертуара - "На рынке" Жоры (1932, балетм. Романовский) и "Свадьба в Карпатах" Константинеску (1939, балетм. Ф. Капсали), для которых характерно широкое использование нар. танцев. Выдающимися артистами этого периода были: танцовщицы - Каралли, Е. Пенеску-Личиу, Ф. Капсали, И. Корбу, М. Ж. Ливизяну, Мит. Думитреску; танцовщики - О. Дановский, Н. Якобеску, Б. Балог.

После освобождения страны от фашизма (1944) и провозглашения республики (1947) балетный театр Румынии успешно развивается. Были созданы балетные труппы при оперных театрах в Тимишоаре (1947), Оперном театре в Яссах (1947), Венгерском оперном театре в Клуже (1948), Музыкальном театре в Брашове (1955), Музыкальном театре в Галаце (1957) и Лирическом театре в Констанце (1958). Существуют небольшие балетные труппы при некоторых театрах оперетты, эстрадных и драматич. театрах. Продолжает работу балетная труппа Рум. оперного театра в Клуже. Основной коллектив страны - труппа Румынской оперы в Бухаресте. Рум. балетные труппы исполняют балеты классич. наследия и мн. сов. балеты. Были созданы и пост. в Румынской опере нац. балеты: "Белый арап" (балетм. О. Дановский) и "Кэлин" А. Мендельсона (1957, балетм. Т. Урсяну), "Гайдуки" Жери (1956, балетм. В. Марку), "Возвращение из глубины моря" Жоры (1965, балетм. Дановский), "Янку Жиану" Кириака (1964, балетм. Дановский), "Принц и нищий" Профеты (1967, балетм. Дановский), "Пламя" Кириака (1974, балетм. тот же), "Весна" Трэилеску (1972, балетм. Марку), "Свадьба" Поповича (1975, балетм. Марку), "Настасия" Трэилеску (1965, балетм. Дановский). Ведущие балетмейстеры Румынии - Капсали, Дановский, Марку и Урсяну. Большой вклад в развитие нац. хореографич. искусства внесли также хореографы: Якобеску, работавший в Клуже и в Яссах, М. Павелич - в Тимишоаре и в Брашове, Т. Кекаис - в Тимишоаре и в Галаце, Балог - в Яссах и Клуже, М. Савопол - в Констанце, А. Шнейдер - в Тимишоаре и Клуже, Ш. Георге - в Тимишоаре. Молодое поколение представляют: А. Мезинческу, М. Атанасиу, А. Кечулеску. Балетмейстеры В. Прока, М. Радукану, А. Чезар работают в области современного жанра.

Большое влияние на развитие рум. балета оказало сов. хореографич. искусство. В Румынии работали сов. балетмейстеры и педагоги (М. М. Габович, Л. М. Лавровский, И. В. Смирнов, А. Я. Шелест и др.). Мн. рум. артисты и балетмейстеры учились и стажировались в СССР.

Подготовку артистов балета ведут с 1949 два хореографич. лицея (в Бухаресте и Клуже), имеющих 9-летний курс обучения. Кроме того, имеются хореографич. студии при муз. и эстрадных театрах и при танцевальных ансамблях. Специалисты по балету в СРР: Л. Косма, В. Косма, К. Кыржан, Т. Преда.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Виуэла Музыкальные инструменты
Ирмос Церковная музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Микст Опера, вокал, пение
Эквадорская музыка Национальные культуры
Акафист Церковная музыка
Экспрессионизм Течения в искусстве
Экспозиция Термины и понятия
Разрешение Термины и понятия
Элегия Музыкальные жанры
Септет Термины и понятия
Concerto grosso, кончерто гроссо Музыкальные жанры
Электронная музыка Течения в искусстве

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3178
добавлено: 16.07.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть