Ритмопластический танец

Одно из течений танца модерн, в основе которого лежит идея трансформации временнуго ритма, воспринимаемого слухом, в точно соответствующий ему ритм пластически свободных телодвижений. Р. т. - результат взаимодействия ритмич. танца, порождённого системой Э. Жака-Далькроза, и пластич. танца А. Дункан. В нём органично соединились два противоположных принципа: полная подчинённость внутренним закономерностям муз. формы, диктующей ритмич. организацию движений, и свобода их пластич. разработки, которая не связана с к.-л. танц. традицией. Р. т. создавались преим. для группового исполнения, их импровизационность отталкивалась от пластики гимнастич. упражнений, к формам которых первоначально прибегали исполнители-постановщики, как наиболее доступным для танцовщиков, не прошедших проф. хореографич. подготовку. Это во многом определило особенности стиля Р. т. - отсутствие эмоциональной окраски движений, некоторую однозначность и сухость линейного рисунка танца. Техника Р. т. уподобила тело танцовщика инструменту, послушно реагирующему на малейшие изменения звукоритмич. импульсов. Она развивала у исполнителей сознательную моторную рефлексию, позволяющую им свободно координировать движения тела, которые в зависимости от характера музыки могли производиться одновременно или в резко контрастирующих темпоритмах и направлениях, образуя сложные полиритмопластические или же гармонические сочетания.

Система ритмопластики породила новую концепцию взаимосвязи музыки и жеста. Соответствие танца внутренним закономерностям муз. конструкции начало служить объективным критерием совершенства хореографич. формы.

Идеи Р. т. оказали значит. влияние не только на сложение стиля и теории танца модерн, но и на всю совр. хореографию. Они были восприняты и балетмейстерами, воспитанными в традициях классич. школы: М. Рамбер, В. Ф. Нижинским и Б. Ф. Нижинской, Дж. Баланчиным и др. Наибольшее распространение Р. т. получил в 20 - нач. 30-х гг. 20 в. в Германии, Австрии, Швейцарии, а также в СССР (студии В. В. Майя, И. С. Чернецкой, И. Дубовской).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Гавот Музыкальные жанры
Казачок Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Чилийский балет Балет и танец
Обращение аккорда Термины и понятия
Резонансовые струны Музыкальные инструменты
Клавиатура Музыкальные инструменты
Demi, деми Балет и танец
Пастораль Музыкальные жанры
Церковная музыка Музыкальные жанры
Полупальцы Балет и танец
Балладная опера Опера, вокал, пение
Ноты Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

балет и танец

просмотры: 2834
добавлено: 16.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть