Режиссура в балете

Искусство создания единого, гармонически целостного спектакля с помощью творческой организации всех его элементов на основе замысла балетмейстера, руководящего работой всех участников постановки. Р. в балете не обособленная деятельность, она - одна из сторон работы балетмейстера, не только сочиняющего хореографический текст, но и дающего истолкование образов и добивающегося художеств. единства хореографии, драматургии, музыки, изобразит. решения, подчинённых идейной концепции спектакля. В балетном театре существует также режиссёр, ведущий спектакль (следит за порядком на сцене и за кулисами во время представления, за работой всей постановочной части и др.).

В дореволюционном театре Р. в балете не имела большого значения. Её участие в создании спектакля возросло в сов. время в связи с повышением роли драматургии балета и обогащением балета достижениями драматич. театра. Сначала, когда балетмейстеры ещё недостаточно владели искусством Р. в балете, к постановке привлекались режиссёры драматич. театров. Так, В. И. Немирович-Данченко работал над пост. "Лебединого озера" с балетм. А. А. Горским, А. А. Дикий - "Красного мака" с балетм. Л. А. Лащилиным и В. Д. Тихомировым, С. Н. Радлов - "Эсмеральды" с А. Я. Вагановой, "Пламени Парижа" с В. И. Вайноненом, "Бахчисарайского фонтана" с Р. В. Захаровым, "Ромео и Джульетты" с Л. М. Лавровским, Н. В. Петров - "Сердца гор" с В. М. Чабукиани, Э. Каплан - "Золотого века" с Вайноненом, "Лауренсии" с В. М. Чабукиани, Б. М. Мордвинов - "Соперниц" с Н. С. Холфиным, И. М. Туманов - "Лолы" с В. П. Бурмейстером и др. Участие драматич. режиссёров в развитии сов. балетного театра содействовало развитию актёрского мастерства исполнителей и художеств. целостности балетов. Однако разобщение профессий балетмейстеров и режиссёра нередко вызывало недостаточное слияние драматич. и танцевального начал в спектакле. Одностороннее увлечение Р. в балете в ущерб богатству хореографии в 40-50-х гг. иногда тормозило развитие балетного искусства. В совр. балетном театре режиссёры драматич. театров к постановке привлекаются редко (реж. Ю. П. Любимов с балетм. О. М. Виноградовым - "Ярославна" Тищенко, 1974, Ленингр. Малый театр). Р. в балете осуществляется, как правило, самим балетмейстером-постановщиком. Овладение искусством Р. в балете входит в число обязательных условий при подготовке балетмейстеров в вузах.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Белорусская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реверберация Термины и понятия
Пентатоника Термины и понятия
Педаль Музыкальные инструменты
Pas marche, па марше Балет и танец
Тарелки Музыкальные инструменты
Нонет Термины и понятия
Дуэт Термины и понятия
Колыбельная песня Музыкальные жанры
Былина Музыкальные жанры
Хорватская музыка Национальные культуры

Реклама

Категории словаря

балет и танец

просмотры: 4659
добавлено: 16.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть