Латвийский балет

Первая проф. балетная труппа в Латвии существовала с 1782 в немецком театре в Риге. Артисты и балетмейстеры приглашались из-за границы, состав труппы был непостоянным. В 19 - нач. 20 вв. в Риге гастролировали известные иностр. и рус. артисты: Л. Дюпор, А. Бернаделли, Л. Монтес, Л. Гран, Н. К. Богданова, М. И. Петипа, А. П. Павлова, М. М. и В. П. Фокины и др. В 1893-1903 балетная труппа под рук. Б. Дувалде-Фейте работала в Рижском латыш. театре. В нач. 20 в. получила известность артистка и балетм. М. Балбо, в студии которой обучались мн. латыш. танцовщики (К. Гентеле, М. Ниедрите и др.). Возникновение нац. балета связано с театром Латыш. оперы, открытым в 1913 в Риге; здесь имелось 8 танцовщиков-любителей во главе с балетм. М. Каулинем. Однако в 1915, в связи с 1-й мировой войной 1914-18, театр прекратил деятельность. В нач. 1919 в Риге был создан театр Опера Советской Латвии (впоследствии Латвийский театр оперы и балета), в котором работала балетная труппа, возглавлявшаяся В. Комисарсом. Ведущей танцовщицей была К. Гентеле. Однако сначала артисты участвовали лишь в танц. сценах опер. В 1922-25 балетную труппу возглавил балетм. Н. Г. Сергеев, в студии которого артисты овладевали осн. принципами школы рус. классич. балета. Были пост. первые балетные спектакли: "Тщетная предосторожность" (1922), "Пахита" (1923), в которых центр. партии исполняли Сергеев и петрогр. артисты Е. М. Люком и Б. В. Шавров, "Волшебная флейта" Дриго и "Баядерка" (оба - 1923). С сер. 20-х гг. подъёму Л. б., совершенствованию техники и росту артистизма танцовщиков способствовала интенсивная деятельность педагога и балетм. А. А. Фёдоровой (в 1925-32 ведущая балерина, руководитель труппы и созданной ею студии при театре), которая пост. балеты - "Лебединое озеро", "Коппелия", "Раймонда" (все - 1926), "Щелкунчик" (1928), "Спящая красавица" (1929), "Конёк-Горбунок" (1930), "Дон Кихот" и "Сильвия" (1931), "Жизель" (1932). В Риге гастролировали рус. артисты О. И. Преображенская, Т. П. Карсавина, Е. А. Смирнова, Б. Г. Романов, О. А. Спесивцева, М. М. и В. А. Фокины. Из Сов. Союза на гастроли приезжали М. Р. Рейзен и Л. А. Жуков, В. В. Кригер и А. М. Мессерер, Т. М. Вечеслова и В. М. Чабукиани, А. М. Абрамова и М. М. Габович. Жуковым были пост. "Шехеразада" и танцы в опере "Кавалер роз" Р. Штрауса (1930), В. Д. Тихомировым - "Красный мак" (1933). В 1932-1933 труппой руководил А. И. Вильтзак, поставивший "Карнавал" (1932); "Петрушку", "Пульчинеллу" и "Ребус" ("Стальной скок") Прокофьева (все - 1933). В 30-е гг. появились первые латыш. нац. балеты, поставленные О. Леманисом (гл. балетм. в 1934-44): "Победа любви" Мединя (1935), "Илгб" Витолиня (1937), "Соловей и роза" и "Осень" Калниня (оба - 1938). В числе др. достижений балетного искусства: "Скарамуш" Сибелиуса и "Болеро" (оба - 1936), "Эсмеральда" (1939), "Бахчисарайский фонтан" (1940), "Лауренсия" (1941). С 1932 при театре работала балетная школа под рук. Вильтзака и позднее Х. Плуциса (с 1948 - Рижское хореографич. училище).

Балетная труппа имелась также в Лиепайском оперном театре (осн. в 1922), где работали балетм. А. Стеделаубе (до 1933) и А. Экстон (1933-34). Наряду с танц. сценами в операх и опереттах ставились балетные спектакли: "Фея кукол" (1926); латыш. балет "Морская сказка" Вейнберга (1928), "Волшебная флейта" (1934) и др. В результате объединения оперного и драматич. Нового театров в Лиепае начал работать театр Гор. драмы и оперы, в труппу которого вошли танцовщики обоих театров. Под рук. балетм. А. Козловского здесь были пост.: "Лебединое озеро", "Коппелия" (оба - 1935), "Тщетная предосторожность" (1936), "Корсар" (1941) и др.

После освобождения Латвии от нем.-фаш. оккупантов (1944) началось развитие Л. б. во взаимодействии с хореографич. искусством др. союзных республик, использовался опыт в выборе репертуара, трактовке сценич. образов и др. В 1947 пост. первый сов. латыш. балет "Лайма" Лепиня о борьбе против нем. рыцарей и феодалов в 13 в. В этой работе балетм. Е. Тангиевой-Бирзниек получили оригинальное претворение мотивы нац. фольклора и нар. танца. Оригинальность хореографич. прочтения характерна и для поставленных балетм. Е. Чанга балетов "Сакта свободы" Скулте (1950), "Стабурадзе" Калниня (1957) и др. Тема борьбы против колониализма - в центре балета "Ригонда" Гринблата (1959, балетм. Тангиева-Бирзниек), отмеченного новизной и смелостью исканий. Поиски новых, современных средств выразительности, впечатляющие композиции массовых сцен отличают балеты, поставленные И. Строде, В. Т. Блиновым, А. Лембергом.

Среди деятелей Л. б. 70-х гг.: нар. арт. СССР В. Вилцинь, нар. арт. Латв. ССР А. Лемберг, Х. Ритенберг, засл. деят. искусств Латв. ССР И. Строде, засл. арт. Латв. ССР И. Абеле, Я. Панкрате, А. Баумане, М. Билалова, В. Т. Блинов, И. Гинтере, И. Каруле, В. П. Цуканов, А. Экис и др. Вопросы балетного искусства освещаются в ежегоднике "Teatris un dzive", журнале "Maksla", газете "Literatura un Maksla" и др.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Кода Термины и понятия
Музыка Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Розетка Музыкальные инструменты
Меломан Термины и понятия
Хота Музыкальные жанры
Piano, пиано Термины и понятия
Аранжировка Термины и понятия
Магнификат Церковная музыка
Балетмейстер Балет и танец
Кастаньеты Музыкальные инструменты
Вьетнамская музыка Национальные культуры
Неоклассицизм Течения в искусстве

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2861
добавлено: 01.05.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть