Иранский балет

Танец был распространён на территории Ирана в глубокой древности. Ритуальные танцы входили в состав театрализованных мистерий уже в эпоху Ахеменидов (6-4 вв. до н. э.): проф. танцовщики выступали при дворе Артаксерксов (5 в. до н. э.), сохранились сведения о танцах, исполнявшихся в честь Александра Македонского. (4 в. до н. э.). В эпоху Сасанидов (3-7 вв.) при дворах и храмах были проф. танцовщицы. Даже после араб. завоевания (7 в.) и введения ислама, когда были запрещены публичные выступления женщин, танц. искусство продолжало развиваться. Насчитывается восемь разновидностей нац. иран. танцев. Классический танец подчинён строгим правилам; он основывается на особом движении ног ("модж-па" - волна ног) и особом положении корпуса с опорой на бёдра. На этом разработано семь основных разновидностей движений, для освоения которых требуется длительная проф. подготовка. Др. виды танцев: пантомимные, религиозные (напр., вращательные танцы дервишей Мовлеви), военные, акробатич. (в т. ч. на проволоке), эротич., гротесковые (в масках и без них), а также группа разнообразных нар. танцев. Существуют ансамбли, которые демонстрируют нац. танцы, например "Иранские танцовщики Махалли" (работает в Тегеране на основе школы, организованной в 1971 Р. и Ж. де Уорренами).

Европейский балет начал развиваться в Иране в кон. 50-х гг. 20 в. под англ. влиянием. В 1955 Н. Ахмедзаде организовала в Тегеране, по поручению Министерства культуры и искусств, Академию танца, где обучали главным образом нац. танцам, а приглашённый ею амер. балетм. У. Доллар создал и отделение классического танца. В 1958 в Тегеран была приглашена Н. де Валуа, а затем для преподавания и пост. балетов - Э. Кок, М. Золан, С. Вейн и М. Инглиш. В 1967 труппу, получившую название Иранский национальный балет, возглавил Р. де Уоррен. Этот коллектив начал выступать в новом здании Рудаки-холл, прима-балериной труппы была Н. Ахмедзаде, которая возглавила её в 1971, когда Уоррен занялся изучением нац. танца. В 60-х гг. в репертуаре труппы были пост. балетмейстеров: М. М. Фокина - "Жар-птица" и "Видение розы"; Дж. Баланчина - "Симфония до-мажор", "Вальс" Равеля; Дж. Кранко - "Дама и шут" на муз. Верди и др. В 70-х гг. ряд постановок осуществили Э. Хитон ("Жизель", "Коппелия", "Шехеразада"; "Па-де-катр" на муз. Пуньи), В. М. Чабукиани ("Лебединое озеро", 1972), Н. Березов ("Щелкунчик", 1976). В 1976 труппу возглавил А. Пурфарук. Иранские артисты получают образование в Консерватории танца и музыки.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Ариозо Опера, вокал, пение
Lento, ленто Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Камбоджийская музыка Национальные культуры
Фальцет Опера, вокал, пение
Граммофонная пластинка Музыкальные инструменты
Додекафония Термины и понятия
Функции ладовые Термины и понятия
Larghetto, ларгeтто Термины и понятия
Чембало Музыкальные инструменты
Форманта Термины и понятия
Квинтовый круг Термины и понятия
Ереван Города

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2526
добавлено: 23.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть