Идейность в искусстве

Идейность в искусстве, понятие, обозначающее приверженность художника определённой системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному и эстетическому идеалу, образное воплощение этих идей в искусстве. Под И. в каждую эпоху подразумевается передовая И., выражающаяся в духовной ориентации художника на прогрессивные обществ. силы. Приверженность реакционным идеям и деятельность по их осуществлению - антиподы подлинной, прогрессивной И. Передовая И. противоположна также безыдейности - безразличию к духовному смыслу обществ. событии, отказу от ответственности за решение социально-нравств. проблем.

И. в искусстве - критерий оценки художеств. произведений, обладающих социально значимой проблематикой. Она органически присуща содержанию художеств. произведения, в т. ч. балетного. И. подразумевает социальную, философскую, политическую или этическую значимость темы, общественно-идеологич. направленность творчества, правдивость художеств. идеи. Художеств. идея - это образно-эмоциональная, обобщающая мысль, лежащая в основе содержания художеств. произведения, в т. ч. балетного спектакля.

И. проявляется в искусстве не как отвлечённая мысль, а в живой плоти художеств. образа, как внутренний смысл характеров и событий. Даже в простейшем бытовом (бальном) танце присутствует идея красоты человека. В нар. танцах можно найти идеи, связанные с утверждением разл. видов труда и особенностей нац. быта. В балете хореографич. искусство поднимается до воплощения сложных нравственно-философских и социальных идей. Спектакль, лишённый идейного смысла, пуст и бессодержателен. В любом же художественно полноценном спектакле воплощена к.-л. значительная гуманистич. идея: в "Жизели" - преданная любовь, искупающая зло; в "Спящей красавице" - торжество добра над коварством и тёмными силами; в "Пламени Парижа" - победа революц. народа над отжившими классами; в "Спартаке" - трагич. гибель героя в борьбе за нар. счастье, и т. д.

Присущая всякому подлинному искусству, И. проявляется в балете специфически. Хотя в балете отсутствует слово, танец может выразить такие оттенки состояний и чувств человека, которые не доступны слову. Он выражает мысль, преображённую в чувство, и чувство, наполненное мыслью. Идея воплощается в балете также через осмысленность ситуаций, конфликтов, событий хореографич. действия. Она является как бы выводом из контрастов, сопоставлений, развития и разработки действия, из всей образной структуры спектакля и составляет его внутренний смысл. Все компоненты спектакля подчиняются воплощению его идеи. Последняя лишь условно и приблизительно может быть выражена в краткой словесной формулировке (напр., победа добра над злом, трагич. несовместимость любви и жестоких условий жизни, героич. подвиг народа в сопротивлении врагу и др.). По существу же вся её конкретная полнота раскрывается в образной хореографич. ткани спектакля в целом. Пути к этому различны и могут быть выражены через лирич. чувство ("Шопениана", балетм. М. М. Фокин, 1907; "Классическая симфония" на муз. С. С. Прокофьева, балетм. К. Ф. Боярский, 1961), сюжет и характеры действующих лиц ["Бахчисарайский фонтан" (1934) и "Медный всадник" (1949) балетм. Р. В. Захаров], поэтич. иносказание - символ, олицетворение, метафору ("1905 год" на муз. 11-й симфонии Шостаковича, балетм. И. Д. Бельский, 1966; "Сотворение мира" Петрова, балетм. В. Н. Елизарьев, 1976), сложное сочетание лирико-эмоциональных, сюжетно-повествовательных и иносказательно-символич. обобщений ("Каменный цветок", 1957; "Спартак", 1968, балетм. Ю. Н. Григорович). В спектакле "Легенда о любви" (1961, балетм. Григорович) каждый его эпизод подчинён раскрытию идеи величия человека, проявляющегося в любви, в самопожертвовании во имя долга. Не только события действия, но и хореографич. решение, конкретная танц. пластика всех эпизодов направлены на воплощение центральной идеи произведения, обретающей в его хореографич. ткани образную плоть. Для упадочного формалистич. искусства, распространённого во мн. странах капиталистич. Запада, характерны безыдейность, духовная опустошённость, формализм. Сов. хореографич. искусству И. свойственна в высокой степени. Она - один из важнейших принципов социалистического реализма, проявление партийности искусства. Если в 19 в. балет, ограниченный придворно-аристократич. эстетикой, по уровню своей И. отставал от др. искусств, вызывая критику со стороны представителей передовой идеологии, то в сов. время в балете, как и во всех искусствах, решаются общие идеологич. задачи, выдвигаемые жизнью народа. По богатству и глубине идей сов. балет является шагом вперёд в развитии мировой хореографии. Вместе с тем значит. идеи, хотя и составляют условие содержательной глубины спектакля, сами по себе ещё не обеспечивают автоматически силу его воздействия. Необходима художеств. яркость воплощения этих идей, убедительность их образного решения в соответствии со спецификой хореографич. искусства.

На первом этапе развития сов. балета хореографы стремились воплощать значит. обществ. идеи в условных, символико-аллегорич. формах, что нередко приводило к схематизму и отвлечённости (танцсимфония "Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Л. Бетховена, 1923, "Красный вихрь" Дешевова, 1924, балетм. Ф. В. Лопухов). В 30-е гг. балетмейстеры достигли значит. успехов на пути сближения балета с литературой и драматич. театром, что способствовало усилению его И., причём идеи облекались в плоть и кровь реалистич. спектакля ("Бахчисарайский фонтан", 1934, балетм. Захаров; "Ромео и Джульетта", 1940, балетм. Лавровский). С кон. 50-х гг. в сов. балет вошли более сложные формы хореографич. решений, синтезировавшие достижения предшествующих периодов и позволившие выразить значит. философские и нравственные идеи более специфич. для балета способом (спектакли Григоровича, Бельского, О. М. Виноградова, Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва и др.). В совр. сов. балете используется всё многообразие форм воплощения значит. идейного содержания. Его И. неотрывна от художественности, от специфич. воздействия хореографич. искусства на зрителя.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Ключ Термины и понятия
Секстет Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Пассакалья Музыкальные жанры
Флейта Музыкальные инструменты
Высота звука Термины и понятия
Позиции Балет и танец
Грузинский балет Балет и танец
Варшава Города
Фагот Музыкальные инструменты
Реприза Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

термины и понятия, балет и танец

просмотры: 3396
добавлено: 23.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть