Греческий балет

В Древней Греции танец занимал видное место в быту и общественной жизни. Он был тесно связан с культом бога Диониса. Обряды, шествия и таинства, носившие массовый характер, представляли собой своеобразные хореографич. композиции. О характере этих древнейших образцов танц. искусства свидетельствуют многочисл. изображения танцовщиков на барельефах, в вазописи и в скульптуре. Много описаний танцев встречается также в произведениях древнегреч. литературы. Танц. движения и фигуры, нашедшие отражения в этих памятниках, зачастую встречаются почти в неизменённом виде в совр. нар. танцах.

В Византийской империи танц. искусство не получило широкого развития, поскольку профессия танцовщика считалась позорной. В период четырёхсотлетнего турецкого ига, затормозившего культурное развитие страны, народ продолжал сохранять свои традиц. танцы, дошедшие до наших дней. После освобождения Греции в результате Нац.-освободительной революции 1821-29 танц. искусству длительное время, в отличие от литературы, живописи и музыки, не уделяли должного внимания. Проф. муз. театр появился в Греции лишь в кон. 80-х гг. 19 в. и поэтому традиции зап.-европ. академич. танца были восприняты здесь позднее, чем в др. странах Европы. Уже в 20-х гг. 20 в., под влиянием реформаторских взглядов А. Дункан, в Греции делались попытки возродить антич. танец, изучать фольклорное наследие. Начали деятельность многочисл. частные студии, пропагандировавшие как классич. танец, так и систему ритмич. воспитания по методу Э. Жака-Далькроза и немецкий "выразительный танец". Руководили ими, в основном, танцовщики, прошедшие курс обучения в Германии и Австрии (Э. Спек-Мелисину, К. Працика, П. Матеи-Русопулу) или обучавшиеся у русских и др. иностр. педагогов (К. Николе). В 1927 Працика вместе с поэтом А. Сикелианосом организовала Дельфийские празднества, на которых были представлены и хореографич. композиции.

Первый греч. проф. балетмейстер А. Гриманис, работавший в нач. 30-х гг. в Нац. театре, впоследствии стал гл. балетмейстером театра "Лирики скини" (открыт в 1939), где ставил танц. сцены в операх, а также одноактные балеты - "Разносчик" Петридиса, "Треуголка" и др. В том же театре работала танцовщица и балетм. Лукия, одна из первых греч. артисток, пропагандировавшая в своей концертной деятельности нац. греч. танец. Там же работали и др. балетмейстеры (греч. и иностранные) - Цехос, С. Махов, Л. Сакелариу, Л. Мясин, Кирсанова, Р. Ману, Я. Мецис, И. Сисмани, Э. Цукала, Л. Депьян, О. Гелодари и др.; педагоги - Цукала, Депьян, Гелодари; солисты - Т. Варути, Сисмани, Цукала, М. Вулгари, С. Дарио, А. Петрова, Мецис, А. Силвестер, позднее - А. Папидис, А. Хадзис, Г. Ливадис. В 70-х гг. ведущие солистки труппы - К. Дима и М. Михалопулу.

С постановкой трагедии "Агамемнон" Эсхила в Нац. театре (осн. в 1932 Ф. Политисом) возрос интерес к произведениям античной драматургии, что явилось стимулом к дальнейшему развитию хореографич. искусства в Греции, поскольку декламация хора в древнегреч. трагедии сопровождается ритмичными движениями, танцем и пантомимой. Представления под открытым небом устраиваются и ныне в антич. театрах в Эпидавре, театре Ирода Аттика близ Акрополя, а также в других сохранившихся древних театрах. Хореография в этих пост. принадлежит балетм. Сакелариу, Ману, З. Николуди, М. Казази, Варути, Д. Цацу и М. Хорс (в 70-х гг. гл. балетм. Нац. театра).

Становлению и пропаганде хореографич. искусства в Греции способствует деятельность частных школ, которыми руководят выпускники греч. школ и солисты театра "Лирики скини" - Ману, Сисмани, М. Реньери, А. Папаризу, Э. Вриаку, Мецис, Д. Григориаду, Варути, Депьян и др. Гос. балетных школ в Греции не существует, за исключением школы Працики (осн. 1934), с 1973 получившей гос. субсидию. Большое значение для развития балета имеет и инициатива частных лиц, на чьи средства содержатся труппы, организуются их заграничные турне, проводятся выступления учеников балетных школ на разл. театр. и муз. фестивалях. Из частных трупп приобрели известность: Афинские балеты (осн. 1946, рук. Николс), среди пост. которой - "Смерть и просветление" на муз. Р. Штрауса, "Византийские картинки", "Лунный свет" на муз. Дебюсси и др.; Греческий балет (осн. в 1951, рук. Ману), пост. - "Марсий", "Проклятая змея"; "Шесть народных зарисовок" на муз. Хадзидакиса, "Пустыня", "Орфей и Эвридика", "Вакханки"; Экспериментальный Афинский балет (осн. в 1965, рук. Мецис), пост. - "Три адажио" на муз. Бартока, "Раймонда", "Дафнис и Хлоя", "Коппелия"; "Суд Атридов" Марангопулоса, "Пендовола" Плесаса, "Баядерка", "Игры", "Сильфида", "Тщетная предосторожность" и др. Силами учеников школы Сисмани (с 1964 она работает также как балетмейстер в театре "Лирики скини") ставились балеты - "Жизель", "Лебединое озеро", "Сильфиды", ряд фрагментов из "Спящей красавицы", "Щелкунчика", балеты на муз. М. Теодоракиса, Н. Скалкотаса, М. Хадзидакиса и др. Изучением и популяризацией греч. нар. танцев занимается ансамбль Д. Страту.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Обиход Церковная музыка
Полонез Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Дискант Термины и понятия
Реперкуссия Термины и понятия
Revoltade, револьтад Балет и танец
Эквиритмический перевод Термины и понятия
Немецкий балет Балет и танец
Чилийская музыка Национальные культуры
Рояль Музыкальные инструменты
Нюанс Термины и понятия
Мелодия Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3887
добавлено: 23.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть