Германской Демократической Республики балет

ГДР располагает 42 музыкальными театрами, в которых имеются балетные труппы, что позволяет им наряду с выступлениями в операх и мюзиклах давать собств. балетные программы. Многие хореографы привлекают к участию в них любительские балетные коллективы, которые получили широкое распространение с нач. 50-х гг. Ведущая роль среди театров республики принадлежит труппам Нем. гос. оперы и "Комише опер" в Берлине, Гор. оперы в Лейпциге и Гос. оперы в Дрездене. Их репертуар, как и репертуар балетных коллективов др. городов (Карл-Маркс-Штадта, Веймара, Ростока, Магдебурга, Шверина, Галле), включает известные классич., сов. и совр. балеты, а также программы, составленные из отдельных номеров.

В послевоенные годы возникла потребность в создании балетных коллективов, способных ставить классич. многоактные балеты, которые из-за господства пластически-экспрессивного танца не ставились в Германии с нач. 20 в. В 1948 Нем. гос. опера в Берлине показала балет "Ромео и Джульетта" (балетм. Т. Гзовская и Д. Шпис). После восстановления разрушенного во время войны театра на Унтер-ден-Линден, богатого своими традициями, балетный коллектив, возглавляемый Л. Грубер и насчитывающий около семидесяти артистов, получил возможность осваивать классич. репертуар. Тесные связи Гос. оперы и Гос. балетного училища в Берлине с Советским Союзом, учёба молодых солистов и педагогов (У. Коллийн, Э. Бишоф, Т. Кремке и др.) в Ленингр. хореографич. училище, а также приглашения для совм. работы и обмена опытом сов. хореографов и педагогов - всё это позволило успешно перенять оригинальную хореографию и практич. опыт сов. коллег. Важное значение имели также первые большие гастроли мастеров балета СССР в 1954 году в Берлине. Опытом освоения классич. наследия стали постановки балетов "Коппелия", "Лебединое озеро" (балетм. Л. Грубер, совм. с У. Коллийн и Э. Бишофом по Петипа и Иванову), "Жизель" (балетм. Грубер, совм. с Н. Г. Конюс) и "Спящая красавица" (балетм. Грубер). Среди др. пост. Грубер - "Гаянэ" и "Ромео и Джульетта". В ГДР и за рубежом успехом пользовался балет Б. Брехта и К. Вейля "Семь смертных грехов мещанина". В репертуаре Нем. гос. оперы в Берлине спектакли: "Петрушка" (балетм. Г. Кретке), "Весна священная" (балетм. Н. Касаткина и В. Василёв), "Блудный сын", "Щелкунчик" (балетм. Шатилов по В. Вайнонену), "Спартак" (балетм. Л. Шереги), "Сотворение мира" Петрова (балетм. Касаткина и Василёв), "Коппелия" (балетм. Т. Шиллинг), "Треуголка", "Чудесный Мандарин", "Кармен-сюита", "Три беременных женщины" на муз. Россини, вечер балетов Баланчина и др.

Т. Шиллинг после постановок в Веймаре и Дрездене "Лебединого озера" (1959), "Каменного цветка" и "Спящей красавицы" создал в 1965 при берлинской "Комише опер" балетный коллектив высокой квалификации и чёткого художественного профиля. Вместе с выдающимися солистами Х. Бай, Р. Гавликом и всем коллективом Шиллинг добился значит. успехов постановками балетов: "Абраксас" Эгка, "Ундина" Хенце, "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, "Золушка" и "Ромео и Джульетта"; "Море" на муз. Дебюсси, "Матч" на муз. Маттуса, "Чёрные птицы" Катцера, "Лебединое озеро" и мн. др. Среди балетных коллективов республики видное место принадлежит труппе оперного театра в Лейпциге, имеющей в репертуаре ряд интересных и дискуссионных постановок. Нар. театр в Ростоке под рук. В. Бройер поставил неск. рус. и сов. балетов - "Кавказский пленник", "Эсмеральда", "Медный Всадник", "Семь красавиц", "Жанна д'Арк" Пейко, "Шурале", "Доктор Айболит". Балет театра в Галле показал ряд новых произв. в постановке балетм. Х. Хаса. Среди нем. композиторов, работающих в жанре балета, - В. Хоэнзе ("Барабанщица", "После бури", "Синяя борода", "Рыбы" и "Бегство от богов"), В. Брунс ("Право господина", "Барышня-крестьянка", "Новая Одиссея") и К. Р. Грисбах ("По одежке встречают" и "Снегурочка").

Гос. танц. ансамбль ГДР, ставящий балеты для детей, выступает в небольших городах и сёлах. Многочисл. самодеят. танц. ансамбли и рабочие балетные группы ставят специально для них созданные произведения, главным образом на историч. или совр. тематику. Ежегодно в Рудолынтадте проходят танц. фестивали, а также рабочие фестивали в различных округах ГДР, на которых выступают лучшие любительские коллективы. Раз в два года Союз работников театра и Мин-во культуры ГДР проводят конкурсы молодых проф. танцовщиков и хореографов. Ежемесячные журналы "Theater der Zeit", "Musik und Gesellschaft" регулярно публикуют статьи о балете. Союз работников театра проводит конференции по проблемам балета. В Лейпциге при Институте изучения нар. искусства имеется архив танца, возгл. К. Петерманом. Молодые кадры балетных артистов готовят школы в Берлине, Дрездене и Лейпциге, где также имеется Театральный институт, в котором существует отделение хореографии (рук. В. Гомлих).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Банджо Музыкальные инструменты
Petit, пти Балет и танец

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Септет Термины и понятия
Чонгури Музыкальные инструменты
Регент Церковная музыка
Тремоло Термины и понятия
Страсти Церковная музыка
Grave, граве Термины и понятия
Aplomb, апломб Балет и танец
Реализм Течения в искусстве
Гитара Музыкальные инструменты
Бубен Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3562
добавлено: 23.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть