Германской Демократической Республики балет

ГДР располагает 42 музыкальными театрами, в которых имеются балетные труппы, что позволяет им наряду с выступлениями в операх и мюзиклах давать собств. балетные программы. Многие хореографы привлекают к участию в них любительские балетные коллективы, которые получили широкое распространение с нач. 50-х гг. Ведущая роль среди театров республики принадлежит труппам Нем. гос. оперы и "Комише опер" в Берлине, Гор. оперы в Лейпциге и Гос. оперы в Дрездене. Их репертуар, как и репертуар балетных коллективов др. городов (Карл-Маркс-Штадта, Веймара, Ростока, Магдебурга, Шверина, Галле), включает известные классич., сов. и совр. балеты, а также программы, составленные из отдельных номеров.

В послевоенные годы возникла потребность в создании балетных коллективов, способных ставить классич. многоактные балеты, которые из-за господства пластически-экспрессивного танца не ставились в Германии с нач. 20 в. В 1948 Нем. гос. опера в Берлине показала балет "Ромео и Джульетта" (балетм. Т. Гзовская и Д. Шпис). После восстановления разрушенного во время войны театра на Унтер-ден-Линден, богатого своими традициями, балетный коллектив, возглавляемый Л. Грубер и насчитывающий около семидесяти артистов, получил возможность осваивать классич. репертуар. Тесные связи Гос. оперы и Гос. балетного училища в Берлине с Советским Союзом, учёба молодых солистов и педагогов (У. Коллийн, Э. Бишоф, Т. Кремке и др.) в Ленингр. хореографич. училище, а также приглашения для совм. работы и обмена опытом сов. хореографов и педагогов - всё это позволило успешно перенять оригинальную хореографию и практич. опыт сов. коллег. Важное значение имели также первые большие гастроли мастеров балета СССР в 1954 году в Берлине. Опытом освоения классич. наследия стали постановки балетов "Коппелия", "Лебединое озеро" (балетм. Л. Грубер, совм. с У. Коллийн и Э. Бишофом по Петипа и Иванову), "Жизель" (балетм. Грубер, совм. с Н. Г. Конюс) и "Спящая красавица" (балетм. Грубер). Среди др. пост. Грубер - "Гаянэ" и "Ромео и Джульетта". В ГДР и за рубежом успехом пользовался балет Б. Брехта и К. Вейля "Семь смертных грехов мещанина". В репертуаре Нем. гос. оперы в Берлине спектакли: "Петрушка" (балетм. Г. Кретке), "Весна священная" (балетм. Н. Касаткина и В. Василёв), "Блудный сын", "Щелкунчик" (балетм. Шатилов по В. Вайнонену), "Спартак" (балетм. Л. Шереги), "Сотворение мира" Петрова (балетм. Касаткина и Василёв), "Коппелия" (балетм. Т. Шиллинг), "Треуголка", "Чудесный Мандарин", "Кармен-сюита", "Три беременных женщины" на муз. Россини, вечер балетов Баланчина и др.

Т. Шиллинг после постановок в Веймаре и Дрездене "Лебединого озера" (1959), "Каменного цветка" и "Спящей красавицы" создал в 1965 при берлинской "Комише опер" балетный коллектив высокой квалификации и чёткого художественного профиля. Вместе с выдающимися солистами Х. Бай, Р. Гавликом и всем коллективом Шиллинг добился значит. успехов постановками балетов: "Абраксас" Эгка, "Ундина" Хенце, "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, "Золушка" и "Ромео и Джульетта"; "Море" на муз. Дебюсси, "Матч" на муз. Маттуса, "Чёрные птицы" Катцера, "Лебединое озеро" и мн. др. Среди балетных коллективов республики видное место принадлежит труппе оперного театра в Лейпциге, имеющей в репертуаре ряд интересных и дискуссионных постановок. Нар. театр в Ростоке под рук. В. Бройер поставил неск. рус. и сов. балетов - "Кавказский пленник", "Эсмеральда", "Медный Всадник", "Семь красавиц", "Жанна д'Арк" Пейко, "Шурале", "Доктор Айболит". Балет театра в Галле показал ряд новых произв. в постановке балетм. Х. Хаса. Среди нем. композиторов, работающих в жанре балета, - В. Хоэнзе ("Барабанщица", "После бури", "Синяя борода", "Рыбы" и "Бегство от богов"), В. Брунс ("Право господина", "Барышня-крестьянка", "Новая Одиссея") и К. Р. Грисбах ("По одежке встречают" и "Снегурочка").

Гос. танц. ансамбль ГДР, ставящий балеты для детей, выступает в небольших городах и сёлах. Многочисл. самодеят. танц. ансамбли и рабочие балетные группы ставят специально для них созданные произведения, главным образом на историч. или совр. тематику. Ежегодно в Рудолынтадте проходят танц. фестивали, а также рабочие фестивали в различных округах ГДР, на которых выступают лучшие любительские коллективы. Раз в два года Союз работников театра и Мин-во культуры ГДР проводят конкурсы молодых проф. танцовщиков и хореографов. Ежемесячные журналы "Theater der Zeit", "Musik und Gesellschaft" регулярно публикуют статьи о балете. Союз работников театра проводит конференции по проблемам балета. В Лейпциге при Институте изучения нар. искусства имеется архив танца, возгл. К. Петерманом. Молодые кадры балетных артистов готовят школы в Берлине, Дрездене и Лейпциге, где также имеется Театральный институт, в котором существует отделение хореографии (рук. В. Гомлих).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Чешская музыка Национальные культуры
Фидель Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Оперные фестивали Опера, вокал, пение
Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) Музыкальные жанры
Строчное пение Церковная музыка
Глиссандо Термины и понятия
Стокгольм Города
Израильская музыка Национальные культуры
Дудук Музыкальные инструменты
Курай Музыкальные инструменты
Симфоническая музыка Термины и понятия
Режиссура в балете Балет и танец

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3352
добавлено: 23.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть