Кордебалет

франц. corps de ballet, от corps — личный состав и ballet — балет

Коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Роль К. до некоторой степени аналогична роли хора в опере. К. может использоваться как самостоятельно, в массовых танцах, так и в сочетании с ансамблем и с солистами. В каждом из этих случаев К. может либо изображать реальную толпу (1-й акт "Дон Кихота", пост. А. А. Горского, 1901), либо исполнять композиции чисто лирич. характера ("Хрустальный дворец", пост. Дж. Баланчина, 1947). Нередко К. применяется в качестве эмоционального "аккомпанемента" танцу солиста, выступая в роли "резонатора" переживаний героя (дуэт Зигфрида и Одетты с кордебалетом во 2-м акте "Лебединого озера", пост. Л. И. Иванова). Связующим звеном между танцем солиста и К. может быть танец корифеев, как бы передающий то или иное движение от солиста к К., и наоборот (Мирта - две вилисы - масса вилис во 2-м акте "Жизели", Китри - две подруги - толпа народа в 1-м акте "Дон Кихота" и др.).

В балетах 19 в. преимущественное значение имел женский К. В сов. балете широкая разработка нар. массовых сцен способствовала переосмыслению и усилению роли К. ("Пламя Парижа", пост. В. И. Вайнонена, 1932, и др.). В балетах Р. В. Захарова, Л. М. Лавровского, Б. А. Фенстера К. использовался для изображения реальной народной массы, образ которой обладал нац. конкретностью (поляки и татары в "Бахчисарайском фонтане", рыцари и итальянский народ в "Ромео и Джульетте" и т. д.). Особое значение К. приобретает в работах балетм. Григоровича "Каменный цветок" (1957), "Легенда о любви" (1961), "Спартак" (1968), "Ангара" Эшпая (1976), где танцы К. зачастую несут нагрузку, равную партиям осн. героев. В спектаклях Григоровича огромная роль принадлежит мужскому танцу, в связи с чем возросло образное значение мужского К., который по своему значению стал не только равен женскому, но нередко превосходит его. Если в балетах-драмах К. обычно изображает реальную толпу народа, а в балетах-симфониях он имеет композиционно-лирическое значение, то в спектаклях Григоровича оба эти значения совмещаются. Так, в "Спартаке" массы гладиаторов, рабов, патрициев не только являются реальными действующими лицами, но и образуют хореографич. композиции, усиливающие образную выразительность танцев солистов (Спартака и Фригии, Красса и Эгины). В "Ангаре" К. используется для изображения не только сов. молодёжи, но и волн реки Ангары, которые, в свою очередь, приобретают лирико-символическое значение в сцене воспоминаний (дуэт главных героев с К.). В сложных массовых сценах с участием солистов, ансамбля и К. обычно наиболее наглядно реализуются закономерности симфонического танца, аналогичного полифонич. структуре и тематич. разработке в музыке.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Ирландская музыка Национальные культуры
Аранжировка Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Брно Города
Церковный звукоряд Церковная музыка
Белорусская музыка Национальные культуры
Симфония Музыкальные жанры
Мозаика Музыкальные жанры
Поэма Музыкальные жанры
Коломыйка Национальные культуры
Болеро Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

балет и танец

просмотры: 3399
добавлено: 30.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть