Бессюжетный балет

Категории словаря

Вид балета, в котором сюжет отсутствует. Существуют исторически разл. формы Б. б. На самых ранних этапах (Возрождение, Барокко) балет, как правило, не имел сюжета, хотя входил в синтетич. сюжетные представления. С обретением самостоятельности балет стал сюжетным, оставаясь таким до начала 20 в. Далее возникли новые формы Б. б. Значит. роль в их подготовке сыграли симфонич. танц. картины балетов 19 в. (сцена теней в "Баядерке", нереид в "Спящей красавице" и др.). Новый Б. б. возникает в рус. театре на путях сближения хореографии с музыкой. Один из первых Б. б. нового типа - "Шопениана" балетм. М. М. Фокина. В этом жанре работали также А. А. Горский, Ф. В. Лопухов, Дж. Баланчин, Л. В. Якобсон и мн. совр. сов. и зарубежные хореографы. Смысловой диапазон Б. б. достаточно широк: от лирики ("Шопениана") до героики (танц-симфония "Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Бетховена, балетм. Лопухов). И всё же совр. Б. б. иногда оказывается практическим воплощением ошибочного мнения, будто законы танца сводятся к законам музыки. При таком понимании игнорируется синтетич. природа балета, что вызывает споры о правомерности Б. б. вообще.

Отсутствие сюжета тем не менее не означает бессодержательности, отказа от отображения окружающего мира. Использование выразительности человеческого тела, эмоциональная наполненность, а во мн. случаях и характер оформления ("Шопениана") отличают Б. б., напр., от абстрактной живописи как искусства беспредметного, принципиально отвергающего изобразительность. Опираясь на музыку, балетмейстер в Б. б. формирует эмоционально-содержательную танц. драма- тургию (см. Драматургия балета). Однако порой отказ от сюжетных ориентиров одновременно становится отказом от содержательности и Б. б. превращается в чередование формальных комбинаций движений. Нападки сторонников Б. б. на сюжетный балет, как таковой, за "литературность" несостоятельны; они приобретают видимость убедительности лишь в применении к художественно-несовершенным работам, сводящим содержание к сюжету. Но и бессюжетность сама по себе не гарантирует балету художественности. Поэтому претензии Б. б. стать единственной "законной" формой хореографического искусства, как и аналогичные претензии др. жанров, не правомерны.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Тарелки Музыкальные инструменты
Литургическая драма Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Ave Maria, аве Мария Музыкальные жанры
Opus, опус Термины и понятия
Метроном Термины и понятия
Секундаккорд Термины и понятия
Пианизм Термины и понятия
Тар Музыкальные инструменты
Формализм Термины и понятия
Балетоведение Балет и танец
Йодль Музыкальные жанры

Реклама