Стравинский. Балет «Агон»

Agon

Композитор
Дата премьеры
01.12.1957
Жанр
Страна
Россия
Carlos Acosta in the Royal Ballet's Agon © Bill Cooper
Deirdre Chapman, Johan Kobborg and Isabel McMeekan in the Royal Ballet's Agon © Dee Conway Valeri Hristov and Edward Watson in the Royal Ballet's Agon © Dee Conway

Одноактный балет для 12 танцоров в трех частях.

Композитор И. Стравинский, балетмейстер Дж. Баланчин, художник по свету Н. Порчер.

Премьера состоялась 1 декабря 1957 года в труппе «Нью-Йорк Сити бэллей».

Все произведение состоит из 12 пьес, его исполняют 12 танцовщиков — «Агон» выверен, как точный механизм, но механизм живой, мыслящий.

Занавес поднимается до начала музыки, на сцене нет декораций.

1) Па-де-катр. Четверо юношей в репетиционной одежде стоят спиной к залу, затем быстро поворачиваются и делают шаг вперед, когда вступают фанфары. Вскоре юношей сменяют восемь девушек.

Двойной па де катр. Создается впечатление, что танцовщицы разминаются под постепенно убыстряющуюся музыку. Когда на сцену врзвращаются танцовщики, то начинается тройной па-де-катр. В финале всем двенадцати танцующим аккомпанирует весь оркестр.

2) Первое па-де-труа состоит из трех частей. Сарабанду танцует юноша под музыку, исполняемую скрипкой, ксилофоном, альтом и бас-тромбоном. Далее две девушки танцуют гальярду под аккомпанемент трех флейт, мандолины, арфы и струнных. К ним присоединяется юноша для исполнения коды — веселого танца, изобилующего прыжками.

Второе па-де-труа возникает после звуков фанфар и краткой оркестровой прелюдии и состоит из трех бранлей.

В простом бранле двое юношей различными поддержками развлекают девушку, затем она покидает сцену. Веселый бранль — соло девушки, в музыке слышен ритмичный стук кастаньет. Затем танцовщица вместе с юношами исполняет двойной бранль.

Па-де-де традиционно состоит из адажио (скрипка солирует на фоне струнных инструментов), вариаций танцовщика и танцовщицы и коды.

3) В последней части всеми танцующими поочередно исполняются четыре дуэта, четыре трио и кода. Снова звучат фанфары, повторяется музыка первой части балета, который завершается так же, как и начинайся, — танцем четырех юношей. Они застывают спиной к залу, занавес падает.

* * *

«Агон» стал третьим балетом, написанным Игорем Стравинским специально для труппы, руководимой Джорджем Баланчиным. На этот раз балет, в отличии от «Орфея», был задуман бессюжетным. Выше приведено, принадлежащее самому балетмейстеру, описание сценического действия. Название балета переводится с греческого по-разному — от «борьбы» до «агонии». Наиболее принят термин «состязание». Стравинскому пришло в голову сочинить хореографическую сюиту по мотивам старинных французских придворных танцев XVII века — таких, как сарабанда, гальярда, бранль. Однако как в партитуре нет ничего французского или греческого, так и в хореографии не найти следов стилизации танцев иных веков. Критика называла подобные балеты Баланчина «абстрактными», а его изощренные композиции — «алгеброй» балетного искусства.

Во время написания балета композитор был увлечен музыкой Антона Веберна и двенадцатитоновой системой. Он отмечал: «В каждой части „Агона" музыки содержится втрое больше, чем в любой другой моей пьесе такой же продолжительности». Баланчин был очарован этой музыкой не меньше, чем когда-то «Аполлоном». Хореограф признавался: «Подобной музыки мне еще не приходилось слышать. Что поражало меня, так эта жизненная сила каждого такта. Каждый такт ведет свою, обособленную жизнь, и вместе с тем они объединены в живое целое, где нет „белых пятен" и „мертвых зон". Пауза вовсе не является пробелом между звуками или пустым местом. Она исполняет роль связующего звена между предыдущим и последующим звуком... На семьдесят пятом году жизни Стравинский создал очередной шедевр. И хотя партитура „Агона" изначально предназначалась для хореографической постановки, было не так-то просто придумать танцы соответствующей насыщенности, ритмического постоянства, разнообразия, технического мастерства или соразмерной асимметрии. Как мастеру-краснодеревщику приходится подбирать для каждого конкретного изделия древесину — палисандр, розовое дерево, вереск или сосну, — так и балетмейстер вынужден искать доминирующий жест, оттенок или палитру оттенков, последовательность движений, эффектную гамму меняющихся узоров, которые явят глазу то, что чуткий глаз различает в музыке».

Спектакль был признан одной из вершин многолетнего содружества Игоря Стравинского и Джорджа Баланчина. В премьерных спектаклях «Агона» солировали Диана Адаме и Артур Митчелл; Мелисса Хейден и Тод Болендер. На гастролях в СССР труппы «Нью-Йорк Сити бэллей» в 1962 году последнего заменял Эдвард Виллела. Балет с хореографией Баланчина ставился затем в Лондонском Королевском балете, Парижской Опере, Датском Королевском балете, Гамбургском балете и других крупных труппах.

Впервые в России балет решились исполнить в Большом театре в 1999 году. Несмотря на успех, спектакль продержался в репертуаре недолго и был возобновлен лишь в 2004 году к столетию со дня рождения Баланчина. Московская критика была разной. Приведем два мнения.

«Этот получасовой спектакль для восьми танцовщиц в черных тренировочных балетных купальниках и четырех танцовщиков в белых майках и черных трико — образец балетного минимализма, проклинавшегося за безыдейность все советские годы и поэтому не имеющего аналогов в отечественной хореографии. Спектакль, в котором балетмейстер соревнуется с музыкой Стравинского в конструктивистских фантазиях на тему танцев XVIII века, всегда считался высшей математикой Баланчина и самым недоступным его балетом. Однако именно в нем артисты Большого (в первую очередь Екатерина Шипулина и Руслан Скворцов в дуэте, Анастасия Яценко во втором па-де-труа и Ян Годовский в первом па-де-труа) успевали разложить на музыку все прыжки, заноски и причудливо изломанные арабески и аттитюды. Не просто успевали: ведь удержаться от обогащения лаконичной хореографии Баланчина цветистостью Петипа и актерской выразительностью в традициях драмбалета — тяжкое испытание для русского танцовщика. И все же артисты не травмировали текст Баланчина никакими чужеродными „архитектурными излишествами" и танцевали „Агон" с тем самоотречением, которое принесло победу московскому Баланчину четыре года назад, и драйвом, по которому узнают Большой театр во всем мире» (Анна Галайда).

Татьяна Кузнецова полагала, что «„Агон" Стравинского — главный триумфатор премьеры пятилетней давности — за истекшие годы посерел и стушевался. Лишь стильному и острому Яну Годовскому, энергичной Анастасии Яценко да благообразному Александру Войтюку удалось сохранить победительный драйв былых времен. Самые заметные разрушения произошли в центральном па-де-де. Это мощнейшее в истории балетного танца сражение 5 мужчины и женщины, замаскированное тайным сладострастием, молодые Екатерина Шипулина и Руслан Скворцов исполнили как люди из СССР».

Как музыка «Агона» не стала столь же популярной, как многие другие сочинения Стравинского, так и балет Баланчина, сочиненный на эту музыку, не может соревноваться в длительной любви большинства артистов и зрителей с «Аполлоном» или «Серенадой». Что отнюдь не умоляет редкого совершенства уникального творения двух великих мастеров.

А. Деген, И. Ступников

реклама

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама