Пауль Бадура-Шкода

Paul Badura-Skoda

Пауль Бадура-Шкода / Paul Badura-Skoda

Разносторонний музыкант - солист, ансамблист, дирижер, педагог, исследователь, литератор - таков один из ведущих представителей послевоенного поколения австрийской пианистической школы. Собственно, причислять его безоговорочно к австрийской школе было бы не совсем точным: ведь после окончания Венской консерватории по классу фортепиано профессора Виолы Терн (а также по классу дирижирования) Бадура-Скода занимался под руководством Эдвина Фишера, которого и считает своим главным учителем. Но все же романтическая одухотворенность Фишера оставила в исполнительском облике Бадура-Скоды не слишком сильный отпечаток; к тому же он тесно связан с Веной, где живет и работает, с Веной, которая дала ему пианистический репертуар и то, что принято называть слуховым опытом.

Концертная деятельность пианиста началась в 50-х годах. Довольно быстро он зарекомендовал себя превосходным знатоком и тонким интерпретатором венской классики. Удачные выступления на нескольких международных конкурсах упрочили его репутацию, открыли перед ним двери концертных залов, эстрады многих фестивалей. Критика вскоре признала за ним достоинства тонкого стилиста, серьезность артистических намерений и безупречный вкус, верность букве и духу авторского текста, наконец, отдавала должное легкости и свободе его игры. Но вместе с тем не остались незамеченными и слабые места молодого артиста - отсутствие широкого дыхания фразы, некоторая "выученность", излишняя гладкость, педантичность. "Он еще играет клавишами, а не звуками",- отмечал в 1965 году И. Кайзер.

Свидетелями дальнейшего творческого роста артиста были советские слушатели. Бадура-Скода, начиная с сезона 1968/69 года, регулярно гастролировал в СССР. Он сразу же привлек внимание тонкостью нюансировки, стилистическим чутьем, крепкой виртуозностью. Вместе с тем его трактовка Шопена показалась чересчур вольной, подчас неоправданной самой музыкой. Позднее, в 1973 году, пианист А. Иохелес отмечал в своей рецензии, что Бадура-Скода "вырос в зрелого, обладающего ярко выраженной индивидуальностью художника, в центре внимания которого находится, прежде всего, родная ему венская классика". Действительно, еще во время первых двух приездов из обширного репертуара Бадура-Скоды больше всего запомнились сонаты Гайдна (до мажор) и Моцарта (фа мажор), а теперь наибольшей удачей была признана до-минорная Соната Шуберта, где пианист сумел оттенить "волевое, бетховенское начало".

Хорошее впечатление оставила игра пианиста и в ансамбле с Давидом Ойстрахом, с которым он выступил в Большом зале Московской консерватории. Но конечно, возвышаясь над уровнем обычного аккомпаниатора, пианист уступал великому скрипачу в глубине, художественной значительности и масштабности интерпретации моцартовских сонат.

Сегодня в лице Бадура-Скоды перед нами предстает артист хотя и ограниченных возможностей, но достаточно широкого диапазона. Богатейший опыт и энциклопедические знания, наконец, стилистическое чутье помогают ему осваивать самые различные пласты музыки. Он говорит; "Я подхожу к репертуару, как актер, хороший интерпретатор - к своим ролям; он должен играть героя, а не себя самого, представить разные характеры с одинаковой достоверностью". И надо сказать, что это в большинстве случаев удается артисту, даже когда он обращается к, казалось бы, далеким ему сферам. Напомним, что еще на заре своей карьеры - в 1951 году- Бадура-Скода записал на пластинки концерты Римского-Корсакова и Скрябина, а сейчас охотно играет музыку Шопена, Дебюсси, Равеля, Хиндемита, Бартока, Франка Мартена (последний посвятил ему свой Второй концерт для фортепиано с оркестром). А в центре его творческих интересов по-прежнему венская классика и романтика - от Гайдна и Моцарта, через Бетховена и Шуберта, к Шуману и Брамсу. В Австрии и за ее пределами большим успехом пользуются сделанные им записи сонат Бетховена, а в США получил высокую оценку альбом "Полное собрание сонат Шуберта в исполнении Бадура-Скоды", записанный по заказу фирмы "Ар-си-эй". Что же касается Моцарта, то для его трактовки по-прежнему характерным остается стремление к ясности линий, прозрачности фактуры, рельефному голосоведению. Бадура-Скода исполняет не только большинство сольных сочинений Моцарта, но и множество ансамблей. Постоянным его партнером выступает на протяжении многих лет Йорг Демус: они записали на пластинки все сочинения Моцарта для двух фортепиано и в четыре руки. Их сотрудничество не ограничивается, впрочем, Моцартом. В 1970 году, когда отмечалось 200-летие Бетховена, друзья провели по австрийскому телевидению цикл бетховенских сонат, сопровождая его интереснейшими комментариями. Проблемам интерпретации музыки Моцарта и Бетховена Бадура-Скода посвятил две книги, одна из которых написана совместно с женой, а другая - с Йоргом Демусом. Кроме того, его перу принадлежат многочисленные статьи и исследования о венских классиках и о старинной музыке, редакции концертов Моцарта, многих сочинений Шуберта (в том числе фантазии "Скиталец"), "Альбома для юношества" Шумана. В 1971 году, находясь в Москве, он прочел в консерватории содержательную лекцию о проблемах интерпретации старинной музыки. Репутация Бадура-Скоды как знатока и исполнителя венской классики ныне очень высока - его постоянно приглашают для чтения лекций и ведения курсов исполнительского мастерства не только в высшие учебные заведения Австрии, но и США, Франции, Италии, ЧССР и других стран.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

Йозеф Иоахим Композиторы

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

06.10.1927

Профессия

пианист

Страна

Австрия

просмотры: 3219
добавлено: 28.03.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть