Джина Бахауэр

Gina Bachauer

Джина Бахауэр

В первой половине 20 века появление женщин-пианисток не было столь обычным явлением, как сейчас, в эпоху женской "эмансипации" на международных конкурсах. Но утверждение их в концертной жизни становилось тем более заметным событием. Среди таких избранных была и Джина Бахауэр, родители которой, выходцы из Австрии, проживали в Греции. Более 40 лет сохраняла она почетное место среди концертантов. Путь ее к вершине отнюдь не был усеян розами - трижды ей приходилось по сути дела начинать все сначала.

Первое музыкальное впечатление пятилетней девочки - игрушечное пианино, подаренное ей матерью к рождеству. Вскоре его заменило пианино настоящее, а в 8 лет она дала свой первый концерт в родном городе - Афинах. Два года спустя юная пианистка играла Артуру Рубинштейну, который посоветовал ей всерьез учиться музыке. Последовали годы занятий - сначала в Афинской консерватории, которую она окончила с золотой медалью по классу В. Фридмана, затем в парижской "Эколь нормаль" с А. Корто.

Едва успев дебютировать в Париже, пианистка вынуждена была вернуться домой, так как отец разорился. Чтобы содержать семью, пришлось на время забыть об артистической карьере и заняться преподаванием игры на рояле в Афинской консерватории. Джина поддерживала свою пианистическую форму без большой уверенности, что снова сможет концертировать. Но в 1933 году она попытала счастья на конкурсе пианистов в Вене и завоевала почетную медаль. В последующие два года ей выпало счастье общаться с Сергеем Рахманиновым и систематически пользоваться его консультациями в Париже и Швейцарии. А в 1935 году Бахауэр впервые выступила как профессиональная пианистка в Афинах с оркестром под управлением Д. Митропулоса. Столица Греции в то время считалась провинцией в смысле культурной жизни, но слух о талантливой пианистке стал постепенно распространяться, В 1937 году она выступает в Париже с Пьером Монте, затем концертирует в городах Франции и Италии, получает приглашение выступить во многих культурных центрах стран Ближнего Востока.

Начавшаяся мировая война и оккупация Греции фашистами вынудили артистку бежать в Египет. В годы войны Бахауэр не только не прерывает своей деятельности, но, напротив, всемерно активизирует ее; более 600 концертов она дала для солдат и офицеров союзных армий, боровшихся против гитлеровцев в Африке. Но лишь после того, как фашизм был побежден, пианистка начала свою карьеру в третий раз. В конце 40-х годов с ней познакомились многие европейские слушатели, а в 1950 году она выступила в США и, по словам известного пианиста А. Чесинса, "буквально загипнотизировала нью-йоркских критиков". С тех пор Бахауэр жила в Америке, где пользовалась широкой популярностью: в доме артистки хранились символические ключи от многих городов США, подаренные ей благодарными слушателями. Она регулярно приезжала в Грецию, где ее почитали как крупнейшую пианистку в истории страны, выступала в странах Европы и Латинской Америки; слушателям Скандинавии запомнились ее совместные концерты с советским дирижером Константином Ивановым.

Репутация Джины Бахауэр основывалась на несомненной самобытности, свежести и, пожалуй, как это ни парадоксально звучит, старомодности ее игры. "Она не вписывается ни в какую школу,- писал такой знаток фортепианного искусства, как Гарольд Шонберг.- В противоположность многим современным пианистам, она развилась в романтика чистой воды, несомненного виртуоза; как и Горовиц она - атавизм. Но в то же время ее репертуар необычайно велик, и она играет таких композиторов, которых нельзя, собственно говоря, назвать романтиками". Немецкая критика тоже утверждала, что Бахауэр - "пианистка в большом стиле виртуозной традиции XIX века".

Действительно, когда слушаешь записи пианистки, порой кажется, что она словно бы "опоздала родиться". Как будто все открытия, все течения мирового пианистического, шире,- исполнительского, искусства прошли мимо нее. Но потом понимаешь, что и в этом есть своя прелесть и своя первозданность, особенно когда артистка с большим размахом исполняла монументальные концерты Бетховена или Брамса. Ибо ей нельзя отказать в искренности, простоте, интуитивном ощущении стиля и формы, и вместе с тем отнюдь не "женской" силе и масштабности. Недаром Говард Таубмен писал в "Нью-Йорк таймс", рецензируя один из концертов Бахауэр: "Ее идеи идут от того, как произведение было написано, а не из тех представлений о нем, которые привнесены извне. У нее столько силы, что будучи в состоянии предложить всю необходимую полноту звука, она способна играть с исключительной легкостью и даже в самой бурной кульминации сохранять ясную связующую нить".

Достоинства пианистки проявлялись в очень широком репертуаре. Она играла десятки произведений - от Баха, Гайдна, Моцарта до наших современников, не имея, по ее собственным словам, определенных пристрастий. Но примечательно, что в ее репертуаре было немало произведений, созданных в XX веке,- от Третьего концерта Рахманинова, который справедливо считался одним из "коньков" пианистки, до фортепианных пьес Шостаковича. Бахауэр была первой исполнительницей концертов Артура Блисса и Микиса Теодоракиса, многих сочинений молодых композиторов. Уже этот факт говорит о ее способности воспринимать, любить и пропагандировать современную музыку

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

Вальтер Дамрош Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

21.05.1913

Дата смерти

22.08.1976

Профессия

пианистка

Страна

Греция

просмотры: 3292
добавлено: 28.03.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть