Бах. Токкаты и фантазии для клавира

Toccaten und Fantasien

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)

К числу клавирных сочинений смешанного гомофонно-полифонического характера относятся токкаты Баха и его фантазии. Из семи токкат часть написана была, вероятно, еще в Арнштадте, часть — в Веймаре, а токкаты fis-moll и c-moll, возможно, и в кётенский период.

В этом жанре Бах особенно близок своим предшественникам — мастерам северогерманской школы. Его клавирная токката — слепок с прежних «смешанных» органных форм. Это большая пьеса барочно-импровизационного стиля, блестящая и бравурная, несколько расшитая по композиции, с частой сменой форм и фактуры в контрастно чередующихся между собою гомофонных и фугированных «отрезках» или «кусках». Прелюдирующий разбег пассажей; речитативное Adagio; фуга в четном метре; интермедия improvisato; трехдольная фуга-финал — такова общая схема, с большими или меньшими отклонениями для отдельных токкат.

В этих произведениях, особенно токкатах c-moll, fis-moll, g-moll, заключено много музыкальных красот; однако рассредоточенность формы, видимо, тем меньше удовлетворяла композитора, чем более цельным и лаконичным становился его клавирный стиль. Токката G-dur в трех частях структурно близка Итальянскому концерту, а самая последняя из всех, в форме еще более сжатой и слитной, входит в сюитный цикл — партиту e-moll.

По свободно-импровизационной манере, патетически-приподнятому тону и виртуозной фактуре к токкатам близки клавирные фантазии Баха, которых насчитывается не менее двенадцати. Половина их — фантазии с фугами или, по крайней мере, недописанными фугами; другие в некоторых изданиях называются также прелюдиями. Те, которые сохранились без фуг, представляют, вероятно, композиции типа «фантазия и фуга», не законченные композитором.

Фантазия, как правило, значительно меньше токкаты, чаще выдержана в одном движении и не включает сколько-нибудь развитых полифонических построений. Среди произведений этого рода отметим создание баховской «бури и натиска» —Фантазию a-moll (в четырех движениях), написанную, вероятно, около 1710 года в Веймаре; величественную, органного стиля Фантазию c-moll (в шести движениях), маленькую хроматизированную Фантазию c-moll (с неоконченной фугой) в одном движении и в блестящей итальянской манере (Лейпциг, 30-е годы).

Величайшее творение этого жанра — Хроматическая фантазия с фугой ре минор (Кётен, 1719—1720).

К. Розеншильд

реклама

вам может быть интересно

Чайковский. Кантата «Москва» Вокально-симфонические
Глазунов. Струнный квартет No. 4 Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Токката 12.01.2011 в 13:01
Фантазия 12.01.2011 в 18:43

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Иоганн Себастьян Бах

Жанр

фортепианные

Страна

Германия

просмотры: 3674
добавлено: 20.09.2014



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть