Бах. Бранденбургский концерт No. 1

Brandenburgische Konzert No. 1 (F-dur), BWV 1046

Иоганн Себастьян Бах / Johann Sebastian Bach

В Первом Бранденбургском концерте (F-dur) — типа grosso — к струнным добавлена скрипка piccolo высокого строя, а в concertino солируют гобои (три), фагот и две валторны. В сочетании струнных, дерева и меди Бах достигает мощной по тем временам оркестральной звучности. В начале концерта «тематический облик» каждой группы индивидуализирован: струнные вступают энергичным взмахом аккордового контура, валторны трубят фанфару, в фигуративном движении у гобоев появляется выразительный напев народного склада. Тотчас же начинается контрапунктическая игра, инструментальные группы «размениваются мотивами». Особенно в эпизодах соло композитор предается артистичнейшей многоцветной разработке фрагментов, возникающих из «тематического расслоения».

Потом является возвышенно-поэтический контраст, и в скорбном Adagio (d-moll) гобой и скрипка piccolo, затем виолончель и басовая виола исполняют своего рода «музыку Страстей» — дивную элегию с каноническим дуэтом на тему патетически-импровизационного склада:

Вдохновенные и тягучие фигурации — распевы «ориентального» рисунка — полны горестного экстаза, а развитие гармонии в разных слоях ткани создает полифункциональные комплексы напряженнейшей экспрессии (взгляд в далекое будущее).

Второе Allegro концерта (F-dur), возможно, задуманное ранее как финал, переносит нас в новую образно-контрастную сферу. Его жанровый облик — строго ритмичный танец с почти комическими «вальцерами» валторн, остро отточенной и блестящей партией скрипки piccolo. Несколько неожиданно для нас цикл не кончается на этом, но развертывается дальше, чтобы завершиться менуэтом (F-dur). Вместе с двумя трио (гобои — фагот, валторны — гобои, юмористически-виртуозный контрапункт их тембров) и струнным полонезом в центре композиции, менуэт и его повторные проведения (tutti) образуют «рефрен» в рондообразной композиции. Это не сюитный «ряд», но скорее прообраз будущего симфонического менуэта. В баховском цикле он еще не нашел своего амплуа и оказался на месте финала. Поворот к партитности (balletto) в завершающей фазе цикла — дань традиции кореллиевских Concerti grossi da chiesa.

К. Розеншильд

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Иоганн Себастьян Бах

Жанр

симфонические

Страна

Германия

просмотры: 7882
добавлено: 21.09.2014



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть