Арно Арутюнович Бабаджанян

Arno Babadjanian

Арно Арутюнович Бабаджанян / Arno Babadjanian

Творчество А. Бабаджаняна, прочно связанное с традициями русской и армянской музыки, стало значительным явлением в советской музыке. Композитор родился в семье педагогов: отец преподавал математику, а мать — русский язык. В юности Бабаджанян получил всестороннее музыкальное образование. Он занимался сперва в Ереванской консерватории в классе композиции у С. Бархударяна и В. Тальяна, затем переехал в Москву, где окончил Музыкальное училище им. Гнесиных; здесь его учителями были Е. Гнесина (фортепиано) и В. Шебалин (композиция). В 1947 г. Бабаджанян экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории, а в 1948 — Московскую консерваторию по классу фортепиано К. Игумнова. Одновременно он совершенствовался по композиции у Г. Литинского в студии при Доме культуры Армянской ССР в Москве. С 1950 г. Бабаджанян преподавал фортепиано в Ереванской консерватории, а в 1956 г. переехал в Москву, где целиком отдался сочинению музыки.

Композиторская индивидуальность Бабаджаняна складывалась под влиянием творчества П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Хачатуряна, а также классиков армянской музыки - Комитаса, А. Спендиарова. От русской и армянской классических традиций Бабаджанян впитал то, что в наибольшей мере отвечало его собственному ощущению окружающего мира: романтическую приподнятость, открытую эмоциональность, патетику, драматизм, лирическую поэтичность, красочность.

Сочинения 50-х гг. — «Героическую балладу» для фортепиано с оркестром (1950), фортепианное Трио (1952) — отличают эмоциональная щедрость высказывания, кантиленная мелодика широкого дыхания, сочные и свежие гармонические краски. В 60 — 70-е гг. в творческом почерке Бабаджаняна обозначился поворот к новой образности, новым выразительным средствам. Сочинения этих лет отличает сдержанность эмоционального выражения, психологическая углубленность. Прежняя песенно-романсовая кантилена сменилась мелодикой экспрессивного монолога, напряженными речевыми интонациями. Эти черты характерны для виолончельного Концерта (1962), Третьего квартета, посвященного памяти Шостаковича (1976). Новые композиционные приемы Бабаджанян органично сочетает с этнически окрашенной интонацией.

Особое признание завоевал Бабаджанян-пианист, яркий интерпретатор своих сочинений, а также произведений мировой классики: Р. Шумана, Ф. Шопена, С. Рахманинова, С. Прокофьева. Д. Шостакович назвал его великолепным пианистом, исполнителем крупного масштаба. Не случайно фортепианная музыка занимает важное место в творчестве Бабаджаняна. Ярко начав в 40-е гг. «Вагаршапатским танцем», Полифонической сонатой, композитор создал целый ряд ставших впоследствии «репертуарными» сочинений (Прелюдия, Каприччио, «Размышления», Поэма, Шесть картин). Для фортепиано с оркестром написано и одно из последних сочинений — «Грезы» («Воспоминания», 1982).

Бабаджанян — художник самобытный и многогранный. Значительную часть своего творчества он посвятил песне, принесшей ему наибольшую известность. В песнях Бабаджаняна привлекает острое чувство современности, оптимистическое восприятие жизни, открытая, доверительная манера обращения к слушателю, яркий и щедрый мелодизм. Широкую популярность приобрели «По ночной Москве», «Не спеши», «Лучший город земли», «Воспоминание», «Свадьба», «Озарение», «Позови меня», «Чертово колесо» и др. Много и успешно композитор работал в области кино, эстрадной музыки, музыкально-театральных жанров. Им созданы мюзикл «Багдасар разводится с женой», музыка к фильмам «В поисках адресата», «Песня первой любви», «Невеста с Севера», «В горах мое сердце» и др. Успех и широкое признание творчества Бабаджаняна — это не просто его счастливая судьба. Он обладал истинным талантом общения с публикой, умел вызвать непосредственный и сильный эмоциональный Отклик, не разделяя слушателей на поклонников серьезной или легкой музыки.

М. Катунян

реклама

вам может быть интересно

Вальтер Фельзенштейн Театральные деятели

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Роберто Бенци Дирижёры
Дариюс Мийо Композиторы
Питер Брук Театральные деятели
Анри Дютийё Композиторы
Коул Портер Композиторы

Реклама

Дата рождения

22.01.1921

Дата смерти

11.11.1983

Профессия

композитор, пианист

Страна

СССР

просмотры: 5985
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть