Моника Аз

Аз, Моника

Дата рождения
1916
Профессия
Страна
Франция

Когда-то, уже много лет назад, соотечественники - французы - прозвали Монику Аз "Мадемуазель рояль"; это было еще при жизни Маргерит Лонг. Ныне же она по праву считается достойной преемницей выдающейся артистки. Это справедливо, хотя сходство заключено отнюдь не в стиле игры на рояле, а скорее в общей направленности их деятельности. Так же, как Лонг была в первые десятилетия нашего века музой, вдохновляющей Дебюсси и Равеля, так и Аз вдохновляла и вдохновляет французских композиторов более поздних поколений. И вместе с тем, яркие страницы ее исполнительской биографии тоже связаны с интерпретацией сочинений Дебюсси и Равеля - интерпретацией, принесшей ей и мировое признание, и ряд почетных наград.

Все это очень тонко и точно оценил советский музыковед Д. А. Рабинович сразу же после первого приезда артистки в нашу страну в 1956 году. "Искусство Моники Аз национально,- писал он.- Мы имеем в виду не только репертуар пианистки, в котором преобладают французские авторы. Речь идет об артистическом облике Моники Аз. В ее исполнительской манере мы чувствуем Францию не "вообще", а именно современную Францию. Куперен или Рамо звучат у пианистки без тени "музейности", с жизненной убедительностью, когда забываешь, что их чудесные миниатюры столетиями отдалены от наших дней. Эмоциональность артистки сдержанна и неизменно направляется интеллектом. Ей чужды сентиментальность или ложная патетика. Общий дух игры Моники Аз напоминает об искусстве Анатоля Франса, строгом в своей пластичности, графически ясном, вполне современном, хоть и уходящем своими корнями к классицизму былых веков". Критик характеризовал Монику Аз как большого художника, отнюдь не идеализируя при этом достоинств артистки. Он отмечал, что лучшие ее качества - изысканная простота, отточенность мелкой техники, тонкое ритмическое чутье - ярче всего проявляются в интерпретации музыки старых мастеров. Не ускользнуло от опытного критика и то, что в трактовке импрессионистов Аз предпочитает идти проторенными путями, а произведения крупного масштаба - будь то сонаты Моцарта или Прокофьева - удаются ей в меньшей степени. К этой оценке, с теми или иными нюансами, присоединились и другие наши рецензенты.

Цитированный отзыв относится к тому моменту, когда Моника Аз уже вполне сформировалась как художественная личность. Воспитанница Парижской консерватории, ученица Лазара Леви, она с молодых лет была тесно связана с французской музыкой, с композиторами своего поколения, посвящала целые программы сочинениям современных авторов, играла новые концерты. Этот интерес сохранился у пианистки и впоследствии. Так, приехав в нашу страну во второй раз, она включила в программы своих сольных концертов сочинения О. Мессиана и своего мужа - композитора М. Михаловичи.

Во многих странах знали имя Моники Аз еще до встречи с ней - по записи обоих фортепианных концертов Равеля, сделанной с дирижером П. Паре. А узнав артистку, оценили ее и как исполнительницу и пропагандистку почти забытой, во всяком случае за пределами Франции, музыки старинных мастеров. При этом критики сходятся в том, что если строгая ритмическая дисциплина и четкий рисунок мелодической ткани сближают в ее интерпретации импрессионистов с классиками, то те же качества делают ее и отличным интерпретатором современной музыки. Вместе с тем, и сегодня ее игра не лишена противоречий, на которые совсем недавно обратил внимание критик польского журнала "Рух музычны", писавший: "Первое и доминирующее впечатление - игра сплошь продуманная, контролируемая, в полной мере осознанная. Но на деле такой всецело осознанной интерпретации не существует, потому что сама натура исполнителя подсказывает ему решения хотя и заранее выбранные, но не единственные. Там, где эта натура оказывается аналитической и критичной, мы имеем дело с „сознательной неосознанностью", с недостатком спонтанности, своего рода штампом естественности - как у Моники Аз. Все в этой игре размеренно, пропорционально, все выдержано вдалеке от крайностей - краски, динамика, форма".

Но так или иначе, а сохраняя и по сей день "триединую цельность" главной - национальной - линии своего искусства, Моника Аз, помимо этого, владеет большим и разнообразным репертуаром. Моцарт и Гайдн, Шопен и Шуман, Стравинский и Барток, Прокофьев и Хиндемит - таков круг авторов, к которым постоянно обращается французская пианистка, сохраняя свою приверженность Дебюсси и Равелю в первую очередь.

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама