Татьяна Шмыга, Елена Образцова: два юбилея

Александр Матусевич, 29.01.2004 в 13:13

Предпоследняя январская неделя в столице была ознаменована двумя крупными юбилейными событиями в области музыкального театра. И хотя певицы, отпраздновавшие юбилеи своей творческой деятельности, буквально и фигурально "из разных опер", у обоих праздничных поводов есть, безусловно, одно объединяющее - обе артистки уже на протяжении многих десятилетий пользуются неизменной и заслуженной любовью публики на просторах всего бывшего СССР, их бешеная популярность не снижается, а творческой активности могут позавидовать многие и многие из молодых.

23 января на сцене Московского театра оперетты 50-летие творческой деятельности отмечала самая знаменитая примадонна отечественной музыкальной комедии Татьяна Шмыга. История музыкального театра знает немало звёзд этого не такого уж лёгкого как принято считать жанра, и его знатоки сходу назовут с десяток имён, слава которых перешагнула национальные и временные границы - Ханна Хонти, Марика Рёкк, Любовь Орлова… Но феномен Шмыги уникален даже в этом звёздном ряду - прекрасные артистические, вокальные и внешние данные в сочетании с необыкновенным сценическим обаянием и настоящим куражом (чего так не хватает многим из сегодняшних протагонистов Московской оперетты), плюс необыкновенное трудолюбие и неустанное творческое горение создали звезду советской / российской оперетты, равной которой, пожалуй, так и не появилось за эти полвека.

В юбилейный вечер Театр оперетты, как и положено, ломился от публики, а в партере были замечены многие деятели отечественной культуры - Вера Васильева, Владимир Этуш, Марк Розовский, Эльдар Рязанов… Программа праздника была строго (только уместно ли здесь это наречие?) выстроена по законам любимого жанра, куда органично вписались поздравления Фёдора Чеханкова и Театра сатиры, но основную нагрузку несли артисты родного театра, среди которых и сегодня, слава Богу, есть незаурядные сценические и вокальные дарования, и, прежде всего, это череда молодых примадонн театра - Лилия Амарфий, Елена Ионова, Елена Зайцева. Настоящими красивыми голосами и великолепной сценической культурой порадовали признанные мастера труппы Светлана Варгузова и Юрий Веденеев. Как и положено, гвоздём программы оставалась сама Шмыга - с парадоксально неувядающим голосом (конечно, он уже не тот, что 20 лет назад, но всё так же звонок и стабилен в течение всего долгого вечера), элегантная и изящная, она царила в полном смысле слова - много пела (в том числе и трудные в вокальном плане номера, среди которых, например, прекрасно прозвучавший дуэт из "Королевы чардаша" с нестареющим Герардом Васильевым), танцевала, шутила, а в конце трогательно поблагодарила свой театр и свою публику, верной которым она продолжает оставаться и сегодня.

Спустя два дня в Большом театре России 40-летие творческой деятельности праздновала великая Елена Образцова. В России всегда было много замечательных певцов, были и великие имена, но, пожалуй, после Шаляпина только Образцовой удалось снискать столь внушительную мировую славу. Звезда её зажглась рано и сразу очень ярко - но и сегодня сияет не только на сцене родного театра: и спустя сорок лет у певицы нет недостатка в престижных международных ангажементах, её рады принимать у себя "Ла Скала" и "Метрополитен" (Бабуленька в "Игроке" Прокофьева), "Ла Фениче" (Княгиня в "Сестре Анджелике" Пуччини) и "Опера Бастий" (Ахросимова в "Войне и мире" Прокофьева), а недавно она исполнила совершенно новую для себя роль (хотя Москва, конечно, помнит её прекрасные вечера оперетты в Консерватории) - Князя Орловского в премьере "Летучей мыши" Иоганна Штрауса на сцене Вашингтонской Оперы.

В свой творческий вечер (к сожалению весьма претенциозно и безвкусно срежиссированный эпатажным Романом Виктюком) певица почти не уходила со сцены и выбрала для себя программу без каких-либо скидок на возраст - арии из "Царской невесты", "Пиковой дамы", "Вертера", "Кармен", "Адриенны Лекуврёр" звучали в полноценном варианте в сопровождении оркестра театра под управлением Павла Клиничева. Конечно, столь долгая и интенсивная международная карьера не могла пройти бесследно и голос сегодняшней Образцовой - это даже не её же голос десятилетней давности: наиболее уверенно ныне звучит только знаменитый нижний регистр, в котором всё так же слышно клокотание страстей и какая-то бездонная и пугающая тайна. Однако певице по-прежнему не занимать в колдовском умении держать зал, увлечь его за собой и заставить двухтысячиголовый монстр затаив дыхание следить за каждым её истаивающим пианиссимо. На свой праздник Образцова позвала верных друзей - многолетних соратников по сцене, также из плеяды великих голосов Большого: с Зурабом Соткилавой она исполнила финальную сцену из "Кармен" и большой дуэт из "Трубадура", а с Маквалой Касрашвили сцену из второго акта "Адриенны Лекуврёр" и знаменитую баркароллу из "Сказок Гофмана" Оффенбаха. В заключении академической части вечера со своей дочерью Еленой Макаровой (чей голос, увы, не может претендовать даже на роль тени голоса её великой матери) юбилярша спела игривый кошачий дуэт Россини, а потом настал час джаза: под аполлоновой квадригой певица решилась показать часть программы, которую она недавно презентовала в родном Петербурге - с ансамблем Игоря Бутмана в течение более чем получаса Образцова окунала слушателей в доселе неведомый для неё мир джазовой импровизации, в котором дебютантке явно не хватало ритмической и интонационной точности, но в избытке было собственно голоса, гудевшего благодаря микрофонному усилению особенно мрачно и зловеще. Но, думается, что со своим безграничным талантом Образцова найдёт свой индивидуальный рисунок и в этом новом для себя деле, прибавив к своему огромному репертуару ещё один, необычный бриллиант и подарив джазу то, в чём он практически всегда обделён - один из прекраснейших голосов нашего времени.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Павел Клиничев, Елена Образцова, Татьяна Шмыга

просмотры: 3233



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть