Завершается XIV фестиваль «Звёзды белых ночей»

Сегодня 19 июля оперой «Евгений Онегин» завершается XIV международный фестиваль «Звёзды белых ночей». В течение десяти недель фестиваля, посвященного в этом году 100-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича, было дано около 100 спектаклей и концертов.

Фестиваль открылся 10 мая возобновлением легендарного спектакля "Борис Годунов" в постановке Андрея Тарковского. В репертуаре театра спектакль появился в 1990 году, став первым в новейшей истории театра совместным проектом с другой знаменитой оперной сценой - лондонским театром Ковент-Гарден. Спектакль с успехом шел на сцене театра до 1994 года, и в дальнейшем именно версия Тарковского стала одним из востребованных и актуальных прочтений оперы и шла на других известных оперных сценах.

Лейтмотивом XIV Международного фестиваля "Звезды белых ночей" стал цикл "Все симфонии Шостаковича": симфонии композитора были исполнены в одиннадцати концертах на протяжении фестиваля. Серия явилась продолжением масштабного музыкального проекта, задуманного Валерием Гергиевым в связи со 100-летием со дня рождения выдающегося композитора и осуществляемого со знаменитыми симфоническими оркестрами в России и по всему миру. На фестивале проект был с блеском реализован при участии Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением прославленных дирижеров Кристофа Эшенбаха, Эса-Пекки Салонена, Пааво Ярви, Мариса Янсонса и - конечно - Валерия Гергиева. Юбилейную серию открыл 13 мая сын композитора - Максим Шостакович, который продирижировал двумя последними симфониями отца. Особым событием цикла стало выступление знаменитого Лондонского симфонического оркестра, который впервые посетил Петербург под управлением своего будущего главного дирижера Валерия Гергиева.

Наряду с симфоническим наследием Шостаковича театр представил оперы и балеты композитора в цикле "Шостакович на сцене". Зрители увидели обе оперы композитора, являющиеся редкостью в репертуарах театров - "Нос" и "Катерина Измайлова"; премьеру музыкальной комедии "Москва, Черёмушки" и балеты на музыку композитора - "Шинель" по Гоголю", "Ленинградскую симфонию", "Барышня и хулиган" и "Клоп". В рамках фестиваля состоялась премьера балета "Золотой век" в хореографии Ноа Д. Гелбера. Большая часть фестивального цикла "Шостакович на сцене" также будет показана на фестивале "Shostakovich on stage", который пройдет с 20 по 29 июля в лондонском Колизее. Британской публике будет впервые представлено столь полное собрание сочинений композитора для музыкального театра.

Также в рамках фестиваль "Звёзды белых ночей" прошли специальные программы фестиваля: "Чайковский. Избранное", "Шедевры русской оперы" и "Шедевры итальянской оперы".

На фестивале вновь была исполнена тетралогия Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга" (13-17 июня). Именно Мариинский театр более ста лет тому назад усилиями дирижера Эдуарда Направника осуществил первую российскую постановку "Кольца", правда, по бытовавшей тогда традиции на русском языке. В новейшей истории Мариинского театра в 2003 году Валерий Гергиев вернул масштабное полотно Вагнера в репертуар театра уже на языке оригинала.

Обширная балетная афиша фестиваля была приурочена к 120-летию балетной труппы Мариинского театра: именно в 1886 году балетная труппа переехала из здания петербургского Большого театра в нынешнее здание Мариинского театра. Следуя вехам истории великой балетной труппы, спектакли были объединены в три блока: "Императорский балет" (балеты, вошедшие в репертуар труппы до 1917 года); "Кировский балет" (балеты, составившие славу труппы в советскую эпоху) и "Мариинский балет" (новейшие репертуарные приобретения, начиная с 1992 года, когда труппе было возвращено историческое название). Были представлены лучшие спектакли балетного репертуара - от Петипа до Баланчина, Лакотта, Форсайта.

С сольным концертом выступила американская оперная дива Рене Флеминг, представившая блестящую программу, составленную в основном из редко звучащих арий. Дал сольный концерт и великолепный пианист Ефим Бронфман. В партии Абигайль в опере Дж. Верди "Набукко" выступила первое драматическое сопрано мировой оперной сцены Мария Гулегина.

По традиции, родившейся на фестивале 2002 года, театр выступил за пределами Петербурга, представив в этом году в Ивангороде и Выборге в естественных декорациях крепостей обоих городов оперу Н.А. Римского-Корсакова "Царская невеста".

Пресс-релиз Мариинского театра

реклама

вам может быть интересно

Перепрыгнуть планку Классическая музыка