Большой театр оснастили баварскими моторами

13.02.2004 в 12:44

Большой театр

Большой театр подписал соглашение с компанией BMW Rusland Trading о партнерских отношениях, и теперь лимузин концерна получил статус официального автомобиля Большого театра. Вопрос не в том, что Большой наконец полюбил быструю езду, а в том, что это первый крупный контракт главного театра с западной компанией.

До «немецкой любви» театр уже одиннадцать лет сотрудничал с Samsung Electronics (в буфетах и фойе появились экраны с трансляцией спектаклей) и пять лет – с сетью отелей Marriott (там живут vip-гости Большого, а балетмейстер Ролан Пети обожает лакомиться марриоттовскими пирожными), на подступах – договор с Shell. Но нынешний контракт пока превзошел по масштабу все прежние. Интересно, что для BMW Большой – тоже первый театр-партнер в России, хоть и второй после Баварской оперы. Концерн не намерен следить за расходованием средств и влиять на репертуарную политику. Но стороны не скрывают, что часть суммы будет потрачена на оригинальный российско-немецкий проект: в июне театр выпустит оперу «Летучий голландец» Вагнера как копродукцию с Баварской оперой, художественным руководителем постановки будет Питер Конвичный, солисты – немецкие, хор и оркестр – российские. Эти же деньги помогут Большому поехать в августе на гастроли в Берлин.

Очевидных тенденций в этом событии как минимум три. Первое: главный театр страны одолел собственную неповоротливость и теперь оперативно реагирует на главные векторы политики – годовой контракт с BMW подписан в самом начале Года культуры Германии в России, и тут будут кстати и премьера копродукции, и гастроли в Берлине. По этой логике надо предложить всем состоятельным странам Старого света провести в России Годы культуры, чтобы поставить в наших театрах оперу-другую Моцарта, освежить Верди и так далее. Второе: после приступов подозрительности против Фонда Сороса, вкладывавшего средства в менее пафосные, чем Большой театр, единицы российской культуры, отечественная элита ласковее смотрит на зарубежные инвестиции в эту сферу. Третье: в Большом театре теперь есть целая группа людей, без запинки выговаривающая слово «фандрайзинг» и делающая ставку не на мифический квасной патриотизм и наработанные связи, а на реальный анализ потенциальных спонсоров.

Есть и другие заметки по поводу. Известно, что в России нет цивилизованного закона о спонсорской деятельности. Все широкие жесты компаний в пользу театров основаны на личных вкусах и даже, скорее, на личных контактах «кормильцев». Меценатство не избавляет дающего от налогов и не становится «плюсом» при прочих равных условиях – тендеры выигрывают по каким-то другим показателям. Но и театры в наших просторах относятся к спонсорам не как к денежным мешкам, а гораздо трепетнее: крупный инвестор МХАТа имени Чехова, например, попал в передрягу и перестал помогать театру, но театр оставил логотип ЮКОСа на прежних местах, потому что «мы приличные люди». «Золотая маска» настолько освоилась со своим генеральным спонсором Сбербанком, что он теперь финансирует и фестиваль, и его региональные гастроли. А концерн LG прикипел к «Маске» после того, как спонсировал фестиваль имени Чехова с интереснейшей юго-азиатской программой. Захаровский «Ленком» традиционно не обделен вниманием аппарата президента и нежно любим «Русским золотом», неплохи дела у «Современника» и «Табакерки», где артистам благодаря спонсорам платят сносную зарплату. В Санкт-Петербурге два национальных достояния тоже не сиротствуют: завод «Киришинефтеоргсинтез» долго содержал Малый драматический театр Льва Додина (чем доказал, что фирму красит не имя, а дела; кстати, давно обласканный в Европе театр только сейчас стал федеральным по статусу, а прежде был областным, небогатой ленинградской волости). Мариинский театр вообще считается крайне продвинутым – он первым стал активно привлекать зарубежных спонсоров к финансированию конкретных спектаклей. Но есть и староверы: театр Анатолия Васильева, например, находится на попечении мэрии Москвы, но существенной поддержки от нее не получает, и тем не менее не желает иметь дело со спонсорами и украшать собственные афиши чужими логотипами считает грехом. А вообще мэрия числится неплохим кормильцем: сейчас на ее плечах реконструкция Музыкального театра имени Станиславского аккурат против здания Совета Федерации.

Но как бы ни складывались отношения между спонсорами и театрами, партнерски или полюбовно, финансовых стимулов для такой дружбы нет. Значит, вложение денег в главный российский театр в этом ракурсе сравнимо с шумной покупкой «Челси» – делалось не выгоды ради, а имиджа для. У российской элиты теперь еще меньше оснований пересесть на «Жигули».

Лейла Гучмазова, stog.ru

реклама

вам может быть интересно

Трепет кожи Марсия Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

культура

Театры и фестивали

Большой театр

просмотры: 2101



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть