Нужны ли Украине голоса?

Нужны ли Украине голоса, которыми природа так щедро наделяет некоторых наших соотечественников? Вопрос, по всей видимости, кому-то может показаться абсурдным. А потому начнем издалека. Еще один вопрос: возможен ли в нашей стране такой певец как, ну, скажем, Дитрих Фишер-Дискау? Увы, нет, и на нашем веку в Украине вряд ли появится исполнитель, занимающий ту же нишу в мировой вокальной культуре. Ибо невозможно себе представить, чтобы отечественный певец проявился столь же полно: на оперной сцене (в десятках разнообразных партий), в кантатно-ораториальном жанре и на концертной эстраде. Да к тому же еще и имел обширную, с несколькими сотен записанных произведений дискографию.

Если бы этот гениальный певец родился в Украине, о нем можно было бы с уверенностью сказать лишь одно - он непременно спел бы Остапа в "Тарасе Бульбе" и Мыколу в "Наталке Полтавке". А его единственный диск, скорее всего, проспонсировала бы какая-нибудь торговая марка, причастная то ли к кондитерским изделиям, то ли к средствам личной гигиены... Остальное осталось бы в туманных мечтах и неоправданных ожиданиях. "Великие ожидания"... Это диккенсовское определение идеально подходит для описания пожизненных чаяний многих отечественных вокалистов.

Каков бы ни был интеллектуальный и репертуарный багаж украинского солиста, на родине певец практически лишен возможности заниматься концертной деятельностью. Да и само слово "концерт" чаще всего имеет у нас или официозный (помпезные массовые зрелища к государственным праздникам), или балаганный оттенок (когда тенора или басы появляются на сцене в количестве трех штук сразу). И уж никак не ассоциируется с накрахмаленной манишкой, черным роялем и рафинированным священнодействием, творимым без помощи громоздких динамиков и ослепительных софитов.

В чем же причины такого безнадежного положения дел? Неужели мы настолько обделены судьбой, что не способны создать музыкальную инфраструктуру, подобную той, которая давно сложилась на Западе? Очевидно, прежде всего мешают этому экономические факторы. Мы не в состоянии достаточно широко производить музыкальные записи академической музыки в расчете на коммерческий успех. Ладно, тогда пусть поначалу академический камерно-вокальный жанр присутствовал бы в нашей жизни хотя бы из соображений престижа или из стремления подражать цивилизованному миру - ради Бога, мотивы могут быть любыми.

Далее: мы пока не можем рассчитывать, что потенциальная аудитория камерных концертов сможет платить достаточную сумму за билет. Этому есть много причин. Во-первых, такие концерты вряд ли предназначены для Дворца "Украина", в котором сбор хоть как-то окупает затраты. Во-вторых, среди интеллигенции, которая в первую очередь интересуется академической музыкой, не так много состоятельных людей. Филармоническая публика сегодня - это преимущественно люди почтенного возраста (которые вряд ли успели обогатиться на чем бы то ни было в последнее десятилетие) и студенты-гуманитарии (которые тоже редко могут похвастаться материальным достатком). Да и добротного концертного зала, побольше Колонного зала Национальной филармонии, в столице Украины до сих пор нет. В этих условиях возникает какой-то непреодолимый тупик: разум подсказывает, что до лучших времен мы можем и не дожить, так как проблемы академической концертной жизни упорно не попадают ни в зону внимания меценатов, ни в сферу заботы власть предержащих лиц.

Заметим, что дело не в горстке столичных жителей, изнывающих от скудости концертной жизни. Речь идет о полноценном существовании штучной, уникальной профессии. Не секрет, что музыкант тратит значительную часть своей жизни на обучение. Если сложить годы, которые уходят у него на приобретение специальности, получится чуть ли не два десятилетия. Музыкальная школа, училище, консерватория, затем - аспирантура или ассистентура-стажировка (куда особенно охотно идут певцы, чувствующие призвание как раз к камерно-концертному исполнительству).

Итого получается, что в течение двух десятков лет человек живет несбыточной мечтой, продолжая при этом накапливать репертуар, совершенствовать профессиональные навыки. А потом еще становится ассистентом своего профессора, дабы передать лучшее в своем ремесле следующему поколению молодых певцов. По собственному опыту уже зная, что это почти бесполезно и востребовано не будет. Получается прямо-таки кафкианская безнадега.

Почему мы забываем об этом в погоне за мюзиклами, поп-фестивалями и очередными реанимациями старых спектаклей под премьерным соусом, проходящими в Национальной опере? Неужели старая и добрая концертная традиция обречена на увядание? А украинские голоса должны и дальше услаждать слух публики где-то в "прекрасном далеке"? Все же хочется, чтобы наши молодые лауреаты и талантливые выпускники Национальной музыкальной академии смогли артистически состояться. В своей стране.

Александр Москалец, cn.com.ua

реклама