Юбилей маэстро Гергиева... Артиста мира, диктатора, менеджера, кумира...

02.05.2003 в 22:56

Валерий Гергиев

В последнее время в России очень любят рейтинги. Они бывают разные — и вполне правдивые, и совсем смешные. И те, и другие очень веселят сегодняшнего юбиляра — художественного руководителя и директора Мариинского театра Валерия Гергиева — когда он в четвертой или пятой строчке таких рейтингов видит свое имя. Почему-то считается, что он может повлиять на общественно-политическую жизнь страны.

Наверно, потому, что у общества есть настойчивая потребность творить себе кумиров.

Каких только эпитетов не слышится в адрес 50-летнего Артиста мира, собравшего в свою коллекцию все мыслимые и немыслимые призы, премии и сравнения — от «демонической личности» до «бога». Сам маэстро подливает масла в огонь — и старательно работает над собственным имиджем, созданным, несомненно, талантом, но еще больше — слухами и домыслами. В итоге, манящий брэнд: «Гергиев».

Говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всем. В детстве Валерий Гергиев не только великолепно музицировал, но и побеждал на различных школьных олимпиадах — от литературных до математических.

Видимо, именно математический склад ума и невостребованные до поры до времени аналитические способности помогли главному дирижеру Мариинского театра стать в 1996 году не только художественным руководителем Мариинки, но и ее директором — занять должность скорее хлопотную, чем творческую.

Начало 1990-х годов Гергиев вспоминает, как блокадник — зиму 1942 года: «Театр был в состоянии почти полного краха, нам платили по 3 доллара в месяц».

Сегодня Мариинский театр имеет одну из лучших оперных трупп мира и ставит по 4-5 премьер в год. Между этими точками — десятилетие напряженной работы.

К своему 50-летию Валерий Гергиев пришел главным дирижером Роттердамского симфонического оркестра и главным приглашенным дирижером первого музыкального театра Америки Метрополитен Оперы. В 1993 году он организовал ежегодный фестиваль в Миккели (Финляндия), с 1996 года является руководителем «Гергиев-фестиваля» в Роттердаме и музыкального фестиваля в Элайте на Красном море. В Лондонском Альберт-Холле по инициативе маэстро и при его участии проводится цикл ежегодных Королевских Гала-концертов Королевского филармонического оркестра и артистов Мариинского театра.

Прага, Бухарест, Марибор, Мюнхен, Будапешт, Вена, Милан. Париж — вы можете назвать город, где бы никто не слышал имя Валерия Гергиева? 110-120 выступлений в год, постановка всего классического оперного и балетного репертуара, возрождение забытых партитур, «Борис Годунов» у стен Выборгского замка... И апофеоз — вагнеровское «Кольцо нибелунгов».

И если в 1960-70-е торговой маркой советской культуры был The Bolshoi Theatre, то ныне московская резиденция Мельпоменты, раздираемая кадровыми интригами и хозяйственными неурядицами, составляет слабую конкуренцию невской вотчине «осетина-диктатора». Как акт благотворительности — заключенное после десятилетий противостояния перемирие Большого и Мариинского театров, нашедшее отражение в договоре о сотрудничестве.

По словам директора Большого театра Анатолия Иксанова, документ был создан по инициативе Валерия Гергиева.

Директор Мариинки комментирует этот шаг так: «Большой театр некоторое время назад попросил у нас ноты, и нужно было составить договор для этого. Если в следующий раз мне будет необходима какая-нибудь галоша из реквизита московского театра, неужели придется оформлять новый документ?». Логика: оптом — дешевле. Но в итоге — взаимные гастроли, обновление репертуара и зрительские аплодисменты московской и петербургской труппам в обеих столицах.

Внутри же Мариинки жесткое единоначалие приводит к тому, что Гергиева, порой, ждут днями и ночами для согласования простейших вопросов: он не делегирует свои полномочия. Вместо этого — работа сутки напролет и постоянные гастроли.

Давно абстрагировавшись от ограничений, налагаемых профсоюзом творческих работников, Валерий Гергиев мотается по всему миру, таская за собой труппу в 350 человек.

Такой темп, задаваемый главой Маринки, выдерживают не все. Гергиев признает, что артисты покидают театр. «Но я за последние 10 лет никого не уволил», — замечает он.

От его артистов можно услышать какие угодно жалобы, но никогда — жалобы на низкие зарплаты и гонорары. «Интенсивную гастрольную жизнь нам диктует тяжелое финансовое положение России, мы ездим действительно больше, чем это может быть в норме», — говорит Гергиев.

Он сам давно мог бы заключить очень выгодные контракты и покинуть берега Невы. Его примы и солисты — найти не менее увлекательные проекты в лучших театрах мира. И шепотом ходят слухи о том, что кому-то из своих артистов Гергиев перешел дорогу, загубив отличный контракт. Но через какое-то время именно этому артисту достается роль очередной ступеньки в достижении поставленной Гергиевым цели. И вновь приходиться рассматривать поступок маэстро не в этико-социальных рамках, а в контексте мировой культуры.

Фигура Гергиева полемична и вызывает много споров. Экзальтированные особы, руководствуясь стереотипам века романтизма, бросают ему в лицо обвинения в меркантилизме и ростовщичестве, акцентируя внимание на том, что даже систему продажи билетов в свой театр Валерий Гергиев сделал подконтрольной только себе.

Но он продолжает самоутверждаться на возрождении русской культуры, бросая Европе: «Даже денег не надо — только не мешайте!».

Он устраивает шоу из реконструкции собственного театра, одобряя постройку рядом с историческим зданием Мариинского театра супер-современного стеклянного куба-здания, окрещенного «мешками с мусором». А из шоу делает скандал, в нужный момент вспоминая, что изначально речь шла только о проекте «Новая Голландия», а вовсе не об исторической сцене.

«Мне нравился проект Мосса, который предложил мне «Новую Голландию», и сейчас нравится, — говорит Гергиев. — Было бы бесстыдным враньем, если бы я заявил сейчас, что мне не нравится работа Мосса. Но я был обескуражен, когда узнал, что ему предложили делать еще и театр. Я, кстати, был последним, кто увидел этот проект в новом качестве, и потому говорю, что есть проект настоящий, а есть фальшивый, вызвавший бурю негодования у общественности».

В конкурсе на лучший проект реконструкции Мариинки через месяц будет объявлен победитель, и, возможно, скандал выйдет на очередной виток, поскольку, все изголодались по архитектурным скандалам — их не было 80 лет.

Но для Гергиева здесь самым важным является то, что, как и 160 лет назад, в «Руслане и Людмиле» на верёвке летает Черномор с бородой — и воспринимать это как «петербургский стиль» — уже нет никакой мочи.

Свой юбилей Гергиев тоже организовывает так, как считает нужным, прекрасно понимая, что дает новую пищу для обсуждений. Он отмечает его не в северной столице, которой неимоверными усилиями на высшем уровне сегодня пытаются вернуть статус культурной столицы России, а во Владикавказе. А это значит, что все, кто считает своим долгом — и (или) зовом души — лично поздравить маэстро, должны отправится в Северную Осетию.

Все и отправились — никогда еще Владикавказ не видел такого количества великолепных кортежей с гостями со всего мира.

Гергиев, жестко утверждающий славу русского искусства, столь же твердо отстаивает свое личное право на корневое национальное. Юбилей во Владикавказе — в одной цепи с традиционным осетинским браком и традиционной осетинской верностью дружбе. Он — друг еще одного, известного не только в Петербурге, осетина, пивного короля Таймураза Боллоева, а потому: рядом с храмом Мариинки — пивные шатры «Балтики».

В нынешней ситуации приходиться признавать, что здоровый организм Мариинского театра прекрасно функционирует и репродуктивен, как никакое другое культурное учреждение почти уже культурной столицы мира. А маэстро-менеджер Гергиев, как мифический царь Мидас, превращавший любой предмет в золото, превращает любой проект в искусство, насаждая культуру по всему миру.

И потому публика охотно приобретает брэнд «Гергиев»: когда маэстро решает изменить дирижерскому пульту ради концерта для трех фортепиано с оркестром Моцарта, где сочинение композитора исполняют Сара Волфенсон, Александр Торадзе и Валерий Гергиев, публика все равно восторгается, хотя пианист Гергиев — заурядный.

Но это рынок — раскрученная марка стоит дороже.

Ольга Осиновская, rosbalt.ru

реклама

вам может быть интересно

Войти во вкус... Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

классическая музыка, опера

Театры и фестивали

Мариинский театр

Персоналии

Валерий Гергиев

просмотры: 3956



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть