Елизавета Ивановна Антонова

Elisaveta Antonova

Красивый тембр чистого и сильного голоса, выразительность пения, характерная для русской вокальной школы, снискали Елизавете Ивановне любовь и симпатии зрителей. До сих пор голос певицы продолжает волновать меломанов, слушающих её волшебный голос, сохранённый в записи.

В репертуар Антоновой входили самые различные партии русских классических опер - Ваня ("Иван Сусанин"), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка"), Ольга ("Евгений Онегин"), Нежата ("Садко"), Полина ("Пиковая дама"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Лель ("Снегурочка"), Солоха ("Черевички") и другие.

В 1923 году певица, будучи девятнадцатилетней девушкой, приехала в Москву с подругой из Самары, не имея ни знакомых, ни какого-либо определённого плана действий, кроме большого желания учиться пению. В Москве девушек приютил случайно встретивший их художник В. П. Ефанов, который к тому же оказался их земляком. Однажды, идя по улице, подруги увидели объявление о приёме в хор Большого театра. Тут же они решили попытать счастья. На конкурс пришло свыше четырёхсот певцов, многие их которых были с консерваторским образованием. Узнав, что у девушек нет никакого музыкального образования, их подняли на смех и, если бы не настойчивые просьбы подруги, Елизавета Ивановна, несомненно, отказалась бы от пробы. Но голос её произвёл такое сильное впечатление, что её зачисляют в хор Большого театра, а тогдашний хормейстер Степанов предложил заниматься с певицей. Одновременно Антонова берёт уроки у знаменитой русской певицы, профессора М. Дейши-Сионицкой. В 1930 году Антонова поступает в первый Московский госмузыкальный техникум, где учится в течение нескольких под руководством профессора К. Держинской, не прекращая работы в хоре Большого театра. Таким образом, молодая певица постепенно приобретает серьёзные навыки в области как вокального, так и сценического искусства, участвуя в оперных постановках Большого театра.

В 1933 году, после дебюта Елизаветы Ивановны в "Русалке" в партии Княгини, стало ясно, что певица достигла профессиональной зрелости, позволяющей стать солисткой. Для Антоновой начинается трудная, но увлекательная работа над порученными ей партиями. Вспоминая о своих беседах с Л. В. Собиновым и другими корифеями Большого театра тех лет, певица писала: "Я поняла, что нужно бояться внешне эффектных поз, уходить от оперных условностей, избегать надоедливых штампов..." Актриса придаёт громадное значение работе над сценическими образами. Она приучила себя изучать не только свою партию, но и оперу в целом и даже её литературный первоисточник.

По словам Елизаветы Ивановны, чтение бессмертной пушкинской поэмы "Руслан и Людмила" помогло ей лучше создать образ Ратмира в опере Глинки, а обращение к гоголевскому тексту много дало для понимания роли Солохи в "Черевичках" Чайковского. "Работая над этой партией, - писала Антонова, - я старалась держаться как можно ближе к образу Солохи, созданному Н. В. Гоголем, и перечитывала много раз строки из его "Ночи перед Рождеством"..." Певица как бы видела перед собой умную и озорную украинку, такую обаятельную и женственную, несмотря на то, что "она была ни хороша, ни дурна собою... Однако ж так умела причаровывать к себе самых степенных казаков..." Сценический рисунок роли подсказывал и основные черты исполнения вокальной партии. Совсем иную окраску приобретал голос Елизаветы Ивановны, когда она пела партию Вани в "Иване Сусанине". Голос Антоновой часто звучал по радио, в концертах. Её обширный камерный репертуар включал в себя в основном произведения русских классиков.

Дискография Е. И. Антоновой:

  1. Партия Ольги - "Евгений Онегин", второй полный вариант оперы, запись 1937 года с участием П. Норцова, И. Козловского, Е. Кругликовой, М. Михайлова, хор и оркестр ГАБТа
  2. Партия Миловзора - "Пиковая дама", первая полная запись оперы 1937 года с участием Н. Ханаева, К. Держинской, Н. Обуховой, П. Селиванова, А. Батурина, Н. Шпиллер и др., хор и оркестр ГАБТа, дирижёр С. А. Самосуд. (В настоящее время эта запись выпущена рядом зарубежных фирм на CD.)
  3. Партия Ратмира - "Руслан и Людмила", первая полная запись оперы 1938 года с участием М. Рейзена, В. Барсовой, М. Михайлова, Н. Ханаева, В. Лубенцова, Л. Сливинской и др., хор и оркестр ГАБТа, дирижёр С. А. Самосуд. (В середине 1980-х годов "Мелодия" выпустила запись на грампластинках.)
  4. Партия Вани - "Иван Сусанин", первая полная запись оперы 1947 года с участием М. Михайлова, Н. Шпиллер, Г. Нэлеппа и др., хор и оркестр ГАБТа, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев. (В настоящее время запись выпущена на CD рядом зарубежных и отечественных фирм.)
  5. Партия Солохи - "Черевички", первая полная запись 1948 года с участием Г. Нэлеппа, Е. Кругликовой, М. Михайлова, Ал. Иванова и др., хор и оркестр ГАБТа, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев. (В настоящее время выпущена за рубежом на CD.)
  6. Партия Нежаты - "Садко", третья полная запись оперы 1952 года с участием Г. Нэлеппа, Е. Шумской, В. Давыдовой, М. Рейзена, И. Козловского, П. Лисициана и др., хор и оркестр ГАБТа, дирижёр - Н. С. Голованов. (В настоящее время выпущена на CD рядом зарубежных и отечественных фирм.)

реклама

вам может быть интересно

Рудольф Лабан Балетмейстеры

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

07.05.1904

Дата смерти

1994

Профессия

певица

Тип голоса

меццо-сопрано

Страна

СССР

Автор

Александр Марасанов

просмотры: 3790
добавлено: 28.09.2002



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть