Нина Александровна Анисимова

Nina Anisimova

Нина Александровна Анисимова / Nina Anisimova

Родилась в Петербурге. Заслуженная артистка РСФСР (1944), народная артистка Башкирской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), лауреат Государственной премии СССР (1949).

Окончила ЛХУ в 1926 (ученица М. Романовой, А. Ширяева, А. Вагановой). В 1926—27 артистка Малого театра, усовершенствовалась в классе характерного танца ЛХУ (руководитель А. Монахов).

В 1927 была принята в Мариинский театр, где танцевала до 1958. Первая исполнительница партий: Тереза («Пламя Парижа»), Настя («Партизанские дни»), Айша («Гаянэ»); другие партии: Нерилья («Талисман»), Мерседес («Дон Кихот»), Сиамка («Болт»), Радмила («Милица»); исполняла характерные танцы: украинский, славянский, рапсодия («Конек-Горбунок»), сарацинский, мазурка, панадерос («Раймонда»), исп. («Лебединое озеро»), цыганский, исп. («Дон Кихот»), индусский («Баядерка»), цыганский («Катерина»), фламенко, танец с кастаньетами («Лауренсия»), испанский («Щелкунчик», балетм. Ф. Лопухов), танец на блюде («Красный мак»), краковяк, мазурка (опера «Иван Сусанин») и др.

Первые балетмейстерские опыты — «Испанская сюита» (1935) в Большом зале Ленинградской филармонии и выпускной спектакль ЛХУ «Андалузская свадьба» (1936). В 1942 в Перми, где находился Мариинский театр, поставила «Гаянэ» А. Хачатуряна — спектакль, на долгие годы оставшийся в репертуаре театра; в 1944 — балет «Журавлиная песнь» Л. Степанова и 3. Исмагилова в Театре в Уфе; в Малом театре: «Чудесная фата» (1947), «Коппелия» (1949), «Шехеразада» (1950), «Ивушка» (1957); в студии ЛДК им. А. М. Горького: «Под солнцем Индии», «Жатва» (1960). В Софии осуществила постановки «Бахчисарайского фонтана» (1945) и «Легенды об озере» П. Владигерова (1963), в Будапеште — «Гаянэ» (1959), Белграде — «Золушки» (1963), Копенгагене — «Лебединого озера» (1964). В 1963—74 педагог балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории (с 1973 — доцент).

Выдающаяся характерная танцовщица редчайшего темперамента, создательница сочных, конкретно-национальных образов. Для искусства Анисимовой типично соединение техники танца с экспрессией выражения. «Жест ее декоративен и широк, ритм всегда импульсивен и динамичен, темпы преобладают вихревые. Ее танец электризует своим натиском и словно атакует зрителя» (В. Богданов-Берёзовский). «Танец Анисимовой при всей его темпераментности отмечен большим благородством, воспринятым этой танцовщицей от лучших мастеров школы русского характерного танца» (В. Красовская).

Большая и принципиальная для советского балета 30-х гг. удача — созданные Анисимовой партии Терезы в «Пламени Парижа» и Насти в «Партизанских днях».

Балетмейстерское творчество Анисимовой первоначально было реакцией артиста на невозможность раскрыть свой большой талант в характерных ролях текущего балетного репертуара. Творческой зрелости Анисимова-хореограф достигла в «Гаянэ», где мастерство близкого ей характерного танца слилось с классическим и стало еще более убедительным. Лучшие ее постановки способствовали утверждению значимости народного танца, доказали его возможности успешно решать сложные задачи создания балетного спектакля.

Литература: Франгопуло М. Н. Анисимова.—Л., 1951; Чернова Н. От Гельцер до Улановой,—М., 1979; Келдыш Ю. Новая постановка «Гаянэ».— Сов. музыка, 1953, № 2; Ступников И. Семьдесят пять лет со дня рождения Н. Анисимовой.— Сов. балет, 1984, № 4.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Макс Рейнхардт Театральные деятели
Пьер Лакотт Танцовщики
Камиль дю Локль Театральные деятели
Йорг Демус Пианисты

Реклама

Дата рождения

14.01.1909

Дата смерти

23.09.1979

Профессия

балерина, балетмейстер

Страна

СССР

просмотры: 5173
добавлено: 21.05.2013



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть