Амстердам

Голландский национальный театр оперы и балета / Dutch Nationale Opera & Ballet

АМСТЕРДАМ (Amsterdam) — столица Нидерландов. Крупнейший центр нидерл. муз. культуры. Истоки муз. жизни А. восходят к ср. векам. В 15 в. в А. существовали церк. коллегии, работали гор. музыканты (т.н. стадпейперы), принимавшие участие в официальных и религ. торжествах. Достигшая высокого уровня хор. культура (в А. работал Я. Обрехт) пришла в упадок в эпоху Реформации (16 в.). С конца 16 в. получила распространение игра на оргбне, развитию к-рой способствовала деятельность Я. П. Свелинка. Органы принадлежали магистрату (старейший орган установлен в 1480), вменявшему в обязанность органистам, помимо церк. службы, периодически устраивать бесплатные концерты для горожан (проводились до 1727). Кроме Я. П. Свелинка и его сына Дирка, в А. работали и др. видные органисты: К. Боскоп (16 в.), А., С. и Я. ван Нордты (17 в.), Я. Ноземан, К. Ф. Хюрлебюс и Я. Потхолт (18 в.), Д. Брахтхёйсер (19 в.), Я. Зварт (20 в.). В 17 в. в А. получает популярность игра на карийоне (впервые упоминается в 1561). Наибольшую известность получили талантливые исполнители на карийоне - С. Фербек (17 в.), Я. Потхолт и X. Фокинг (18 в.), Я. Винсент (20 в.).

В 17 в. распространяется бытовое музицирование, нотопечатное дело, возникает нац. школа мастеров муз. инструментов. В 1650-1750 в А. работали получившие европ. известность скрипич. мастера - X. Якобc, П. Ромбаутс, Ж. Лефевр, Я. Бауместер, В. Сейде, мастер дух. инструментов Р. Хака. В 18 в. А. становится одним из европ. центров нотоиздательского дела (фирмы Э. Роже, Й. Ю. Хюммел и др.).

Постановки первых оперных спектаклей, осуществлявшихся гл. обр. силами иностр. трупп, относятся к посл. четверти 17 в.

Наряду с церк. и домашним музицированием в 18 в. утверждается новая форма муз.-обществ. жизни - платные публич. концерты (первые были даны А. Вивальди в 1738).В 1777 организуется конц., науч. и культурное об-во любителей "Богатое заслугами" ("Felix meritis", до 1889); при его муз. отделении был создан симф. оркестр; об-во имело конц. зал (на 600 мест), где давались регулярные платные концерты (до 90 в сезон), дирижировали известные голл. композиторы - Б. Рулофс, Й. Ферхюлст и др. На более широкую аудиторию были рассчитаны воскресные симф. концерты об-ва "Музыкальное просвещение" ("Eruditio Musica", с 1796). С 1788 по 1855 в А. работал муз. т-р при Франц. муз. и лирич. коллегии (осн. 1781), в конце 18 - нач. 19 вв. - муз. Немецкий т-р. В 18-19 вв. в А. выступали виднейшие зарубежные исполнители, в т.ч. 9-летний В. А. Моцарт с сестрой, позже - сестра его жены, певица А. Ланге-Вебер, дирижёр и пианист Х. Бюлов; с 1732 жил и работал знаменитый итал. скрипач и композитор П. А. Локателли.

В 1-й пол. 19 в. в связи с общим культурным застоем в муз. жизни страны наступил упадок. Оживление началось во 2-й пол. 19 в., чему, в частности, способствовали деятельность об-ва по охране быта музыкантов "Цецилия" (с 1841) и Об-во поощрения музыки (с 1829), к-рое открыло в 1853 муз. школу (первая муз. школа А.- Королевская, работала в 1826-46); деятели этого об-ва содействовали созданию в А. консерватории (1884), а также развитию муз. образования и хор. иск-ва в др. нидерл. городах. В 1875 организуется Корол. объединение нидерландских музыкантов, появляются новые исполнительские коллективы, среди них т.н. Парковый оркестр. В 1883 учреждено завоевавшее мировую известность об-во "Консертгебау" и т.н. Вагнеровское объединение (его концертами до 1919 руководил X. Виотта). В 1880-е гг. возникли первые нидерл. оперные труппы: Голландская опера (1886-1894; рук. Й. Г. де Грот) и Нидерландская опера (1894-1901; рук. К. ван Линден), Национальная опера (1916-23; рук. Г. X. Копман). Их деятельность подготовила почву для создания первого в Нидерландах постоянного оперного т-ра - Амстердамская опера (1941; с 1946 - Нидерландская опера, работает в здании т-ра "Схаубург").

В 20 в. в А. работают и преподают ведущие нидерл. композиторы: В. Пейпер, С. Дресден, К. Доппер, X. Бадингс, В. Андриссен, Г. Ландре, М. Флотхёйс и др. Создаются новые муз. коллективы - рабочий хор "Голос народа" (нач. 20 в.), мужской хор "Аполлон" (1897- 1954); муз. лицей, нар. муз. школа, публичная муз. б-ка (1912); были организованы: об-ва "Даруем" ("Donemus", 1947; для пропаганды и публикации совр. нидерл. музыки) и "Молодёжь и музыка" (1948), ряд муз. выставок и муз. учреждений, имевших важное значение для повышения массовой муз. культуры. Об-во поощрения музыки, Вагнеровское объединение и др. организовали муз. фестивали: Нидерл. муз. фестиваль (1902, 1912), Малеровский фестиваль (1920), Фестиваль франц. музыки (1922), Фестиваль Р. Штрауса (1924), юбилейный фестиваль оркестра "Консертгебау" (1938) и др. С 1948

A.- один из центров проведения ежегодного летнего муз. Голландского фестиваля. В 1951 по инициативе пианиста Я. Хюкриде был осн. Амстердамский филармонич. оркестр (его бессменный рук. - дирижёр А. Керсьес). В 1972 гастролировал в СССР.

Литература: Aillу А. Е. d'(ed.), Zeven eeuwen Amsterdam, delen l - 6, Amst., 1942-50; Gedenkboek der Wagnervereeniging, Amst., 1934; Dresden S., Het Amsterdams conservatorie, 1884-1934, (s. l., s. а.); Вijtelaar В., De zingende torens van Amsterdam, Amst., 1946; Bottenheim S. A. M., Geschiedenis van het Concertgebouw, delen 1-3, Amst., 1948-50; его же, De Opera in Nederland, Amst., 1946.

B. B. Ошис

реклама

вам может быть интересно

Средневековые лады Термины и понятия
Сербская музыка Национальные культуры

Публикации

Коллективы

Театры и фестивали

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Мюнхен Города
Тенор Термины и понятия
Тюйдук Музыкальные инструменты
Австрийский балет Балет и танец
Бесконечная мелодия Термины и понятия
Кекуок (кэйкуок) Музыкальные жанры
Банджо Музыкальные инструменты
Арабеска Музыкальные жанры
Ритурнель Термины и понятия
Эстетика музыкальная Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

города

просмотры: 4334
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть