Алжирская музыка

А. м. неотделима от музыки др. стран Магриба, наиболее близка она к марокканской. Древнейший нар. слой её связан с музыкой берберов, в юж. Алжире она частично представлена музыкой сахарских негров. В ср. века А. м. испытала воздействие арабо-иран. традиций, в 13-15 вв.- мавританской, с 16 в.- турецкой музыки. Все эти наслоения отразились на мелодике, инструментарии, манере исполнения. В совр. А. м. проявляются связи с музыкальными культурами Ближнего Востока, Европы и Америки (джаз).

Нар. музыка Алжира характеризуется одноголосием, основанным на 7-ступенных ладах, ритмич. многообразием. Преобладают вок. жанры. Каждый район имеет собств. песни. Нар. бродячие певцы повествуют в касыдах (муз.-поэтич. произв.) об историч. событиях, восхваляют нар. героев, воспевают любовь, женскую красоту и т.п. Из муз. инструментов распространены гасба (флейта), гайта (волынка), бендир (испан. раndero, большой бубен без бубенчиков), тбел (лат. tabula, барабан; употреблялся также как знак власти вождей). В берберских р-нах встречается раита (волынка). У туарегов Сахары, к-рые в наибольшей мере сохранили самобытные черты нар. А. м., осн. муз. инструментами являются ганга (плоский барабанчик) и имзад (полусферич. корпус обтягивается кожей, единств. струна крепится без колка затягивающейся петлёй; на имзаде играют женщины). У нек-рых туарегских племён сохраняется древний тип берберской мелодии, созданной до прихода арабов в Африку.

Негр. население городов и оазисов имеет свой муз. фольклор, связанный с музыкой Африки южнее Сахары. Постоянные участники алж. нар. гуляний - негры-танцоры, аккомпанирующие себе на однострунной гитаре (гугей), сделанной из черепахового щита. Иногда составляются оркестры (т.н. сиди гнауа), в к-рые входят барабаны (тбел или банга) и кларнет. Распространены также большие железные кастаньеты (кракеб). Исполнители на кастаньетах и барабанах (разной тональности и формы) выстраиваются один против другого; обе шеренги движутся, то сближаясь, то расходясь, в общем ритме, а между ними выписывают восьмёрки танцоры, делая синкопированные остановки. Подлинная нар. музыка звучит гл. обр. во время праздников на ярмарках и гуляниях, где выступают меддахи (рассказчики, аккомпанирующие себе на бубне), гаууали (своего рода нар. барды-певцы), поющие любовные поэмы 18 в. - алжирского поэта Сиди Бен Али и в особенности любимого тлемсенского - Ибн Месаиба. Популярны также романсы Абдалла Бен Керриу из Лагуата в Сахаре, творчество которого относится к кон. 19 - 1-й четверти 20 вв.

Классич. А. м. (ала) считается музыка Гранады, преобразованная в алж. (скорее общемагрибской) манере. Одним из характерных видов классич. А. м. являются нубы (ряд отрывков, исполняемых в одной и той же муз. манере). Нубы различаются по своему ладовому строению. Многочисл. андалусские нубы певец аль-Хайк (Мухаммед ибн аль-Хасан аль-Хайк) свёл к 11 основным (в 1786 он выпустил сборник нуб). Широко исполняются нубы: сика, зидан, гриб-диль, хзина, майа, рамель-майа, мезмум, муаль, джарка. Нек-рые из них слились с турецко-иранскими мугамами (напр., иран. раст, соединившись с андалусским диль, получил в А. м. новое название - раст-диль), такие турецко-иран. мугамы, как ирак и ушак, также легли в основу алжирских нуб. Нуба состоит из увертюры таушийа (часто к андалусской увертюре таушийа добавляется турецкая увертюра башраф), своеобразной прелюдии (стихбар) и 5-частного построения - своего рода 5 ритмич. вариаций на один мотив (каждая часть выдержана в одном характерном ритме): неклаб (с двойным ритмом), дердж (вид адажио), мседдар (модерато), энсираф (ларго) и мохлес, или мухаррак (финальное аллегро). Увертюру исполняет оркестр, прелюдию - певец с оркестром, следующие 4 части поёт шейх (дирижёр), обычно играющий на лютне, последнюю часть - одноголосный хор. Орк. эпизоды идут в быстром темпе, вок.- в медленном. Орк. сопровождение не прерывается на протяжении всей нубы, но при вступлении голоса оно приглушается, становится мягким ритмич. фоном.

В разных городах нубы исполняются в своей манере, наиболее традиционно - в Тлемсене (хотя в оркестре "ан-Наср", созданном Селламом Бенбуштой, ребабисты заменены скрипачами). Состав классического оркестра: лютня (уд), канун (щипковый инструмент, имеющий 72 струны), ребаб (рбаб, 2-струнный, один из предков скрипки), маленькая тростниковая флейта, тар (бубен с круглым ободом и бубенчиками по краям), дефф (бубен с квадратным ободом), дарбука (глиняный сосуд с отверстием, затянутым мембраной, по к-рой ударяют рукой). В 20 в. к этим инструментам стали иногда добавлять фп. Мн. инструменты классич. оркестра почти исчезли.

Видимо, более не изготовляются 72-струнный канун и 2-струнный ребаб. Редкие инстр. мастера (напр., Шаффа в г. Алжир) утратили андалусскую традицию производства лютней. Они возрождают традиции итал. мастеров Кремоны и Неаполя, изготовляя преимущественно мандоли.

В нач. 20 в. в Алжире получил распространение жанр муз. драмы, созданный Мохиддином Баштарази - автором многочисл. популярных песен и муз. пьес: "Фако", "Дар Биби", "Айша Бузбийель", "Неккар аль-Хир", "Букернуна" (ставятся в т-рах гг. Алжир и Оран).

Большой популярностью пользуется в Алжире аль-джад - род лёгкой музыки, возникший в 20 в. Взаимовлияние классич. и нар. музыки привело к созданию этого специфически магрибского (точнее алжирского и марокканского) жанра. Аль-джад имеет неск. разновидностей: касыда (длинная касыда со мн. частями - касмами, включающими по неск. строф с припевом), хаузи (использует стихи с перекрёстными рифмами), бит уа сиах (чередование муз. отрывков, исполняемых без слов), аруби (песня) и др. Оркестр аль-джада с небольшими изменениями повторяет состав классич. оркестра: уд, каманджа (турецко-перс. - кеманча), мандоль (неаполитан. мандолина), тар, дарбука. Иногда добавляются аккордеон, банджо, фп. Непревзойдённый мастер аль-джада - композитор, дирижёр и певец Хадж Мухаммед аль-Анка талантливо использует импровизацию, орнаментацию (ханаш), сопоставление разных ритмов (тамджиз). В Алжире работает Нац. ин-т музыки, имеющий 3 отделения: фольклорное, исследовательское, педагогическое. В ин-те преподают также сов. музыканты.

А. м. привлекала внимание европ. музыкантов. В 1853-65 в Алжире жил и работал франц. композитор и музыковед Ф. Сальвадор-Даниель, собравший ок. 400 алж. и др. араб. нар. песен, автор оперы на сюжет из алж. нар. жизни, исследования "Арабская музыка..." (отд. изд. 1863), сб. "Альбом двенадцати арабских, мавританских и кабильских песен". Одну из нуб (зидан) использовал К. Сен-Санс в "Алжирской сюите" (1879). Алж. мелодии собирал и гармонизовал рус. композитор и пианист А. Ф. Христианович (в 1861). Мелодии из его сб. использовали А. П. Бородин (романс "Арабская мелодия") и Н. А. Римский-Корсаков ("Антар").

Литература: Башир Хадж Али, Музыка, в сб.: Культура современного Алжира, пер. с франц., М., 1961, с. 66-84; его же, Возродить национальные традиции, "СМ", 1965, No 1; Сhristianowitsch A., Esquisse historique de la musique arabe aux temps anciens avec dessins d'instruments et quarante mйlodies notйes et harmonisйes, Cologne, 1863; Salvador-Daniel P., La musique arabe, ses rapports avec la musique grecque et le chant grйgorien, P., 1863; его же, Poйsies populaires de la Kabylie du Jurjura, P., 1867; Zawadоwski G., Le rфle des nиgrcs parmi la population maghrйbine, "En Terre d'Islam", Lyon, 1942; Safir al-Boudali, La musique arabe en Algйrie, "Documents algйriens", Arts 36 (VI-1949). Collections ethnographiques, publ. L. Balout, Album No 1, Touareg Ahaggar, P., 1959 (planches XXV, XXVI).

Ю. Н. Завадовский

реклама

вам может быть интересно

Форлана Музыкальные жанры
Литургия Церковная музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Чакона Музыкальные жанры
Квинтовый круг Термины и понятия
Песня Музыкальные жанры
Запев Термины и понятия
Интродукция Термины и понятия
Цветной слух Термины и понятия
Чехословацкий балет Балет и танец
Токио Города
Конкурсы балетные Балет и танец
Трубадур Национальные культуры

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 4866
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть