Альберто Алонсо

Alberto Alonso

Альберто Алонсо

Он мечтал о том, что однажды Майя Плисецкая предложит ему поставить для нее балет. И мечта блистательно сбылась.

Альберто Хулио Райнери Алонсо родился 22 мая 1917 года в Гаване. Он и его старший брат Фернандо брали уроки танца у русского эмигранта Николая Яворского, который сам не был профессиональным артистом. Там же занималась Алисия Мартинес дель Ойо, которая вышла замуж за Фернандо и стала всемирно известной балериной Алисией Алонсо.

«Когда к нам на гастроли из Европы приехал Русский балет полковника де Базиля, Яворский, бывший солдат белой армии, встретился с де Базилем, директором труппы, ранее – белогвардейским офицером. После этого меня отправили во Францию, где я начал учиться у мадам Преображенской», – вспоминал хореограф. Пройдя такую школу, он стал первым профессиональным танцовщиком на Кубе.

Он два года проработал в Гаване, в Обществе музыкального искусства, оттуда попал в «Русский балет Монте-Карло», затем он танцевал в Американском театре балета – в частности, исполнил партию Мавра в балете «Петрушка», поставленном Михаилом Фокиным. В течение следующих пяти лет он гастролировал по миру и женился на танцовщице, известной как Александра Денисова (ее настоящее имя было Патриция Дениз Майерс, и она была родом из Канады).

В 1941 году Альберто Алонсо дебютировал как хореограф. А в 1946 году вместе с братом и Алисией Алонсо он основал труппу, которая получила название «Балет Алисии Алонсо». Там Альберто Алонсо получил возможность воплотить в жизнь много интересных идей. Он поставил много балетов, в том числе «Перед рассветом» – в 1948 году, «Рапсодия Негра» в 1953 году, «Ромео и Джульетта» в 1970 году и даже хореографическую версию романа Эмили Бронте «Грозовой перевал». Из-за постановки «Перед рассветом» у труппы были неприятности – власти сочли, что она подрывает режим Фульхенсио Батисты, и «Балет Алисии Алонсо» лишился небольшой субсидии, выделявшейся правительством.

Алонсо активно вводил в классическую хореографию элементы испанского и латиноамериканского народного танца. Много лет спустя он говорил: «Это кубинский стиль танца, это не я придумал, так придумал народ. Я хотел, чтобы кубинцы продолжали танцевать так, как они танцуют, но при этом в классической форме». В своих постановках он свободно комбинировал произведения разных композиторов – «Концерт» был на музыку Баха и Вивальди, «Ромео и Джульетта» – на музыку Берлиоза и Пьера Анри.

Кубинских артистов охотно приглашали в Москву – там и состоялась встреча, которая принесла Алонсо всемирную известность.

«Как-то я оказалась на концерте Кубинского балета, гастролировавшего в Москве, и увидела танцевальные номера, поставленные Альберто Алонсо, – рассказывала журналистам Майя Плисецкая. – И хотя, казалось бы, ни один номер по сюжету не отвечал моей мечте о Кармен, я сразу подумала: вот этот балетмейстер с его талантом, темпераментом может осуществить мое давнишнее стремление. В антракте я подошла к Альберто Алонсо и спросила: не думал ли он о «Кармен» на балетной сцене? Он сразу загорелся, почувствовав свою тему. Скоро Альберто Алонсо приехал в Москву с уже сочиненным либретто балета, и начались репетиции. Наконец сбылась мечта всей моей артистической жизни – Кармен! Я дождалась своего балета. Не каждая балерина может сказать такое, это редкое артистическое счастье».

Сюжет «Кармен» очень танцевален – он привлек внимание хореографов сразу после того, как в 1846 году была опубликована новелла Проспера Мериме «Кармен». Одним из первых за эту тему взялся молодой Мариус Петипа. Альберто Алонсо поставил «антиклассический» балет – без обязательной выворотности и плавных линий, сплошные острые углы, и в придачу – агрессивная эротика. Премьера была скандальной, но балет остался в репертуаре Большого театра, а хореограф прославился и создал впоследствии еще добрый десяток версий «Кармен-сюиты», в том числе для Алисии Алонсо, – в Испании, Мексике, Аргентине, Гаване, Финляндии, Токио, Китае, США…

Он продолжал активно работать, но его тяготили изоляция Кубы и единовластное правление Алисии Алонсо в кубинском балете. В начале 1990-х годов он перебрался во Флориду. Там он преподавал в различных американских учебных заведениях, осуществил ряд постановок, а в 2005 году приезжал в Москву для участия в возобновлении «Кармен-сюиты» на сцене Большого театра, осуществлённом к 80-летию Майи Плисецкой. Там он восстановил те фрагменты танцев, которые в 1967 году по просьбе артистов, испугавшихся за судьбу балета, был вынужден убрать.

Альберто Алонсо скончался 31 декабря 2007 года в Гейнсвилле.

Д. Трускиновская

реклама

вам может быть интересно

Маргерит Лонг Пианисты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Детальная информация плиты перекрытия пустотные здесь.

Дата рождения

22.05.1917

Дата смерти

31.12.2007

Профессия

танцовщик, балетмейстер

Страна

Куба

просмотры: 922
добавлено: 02.04.2011

Спецпроект:
Советские примадонны
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть