Аллилуйя

Категории словаря

греч. alliloyyia от древне-еврейского Халлелуйя — хвалите бога

Напев восторженного, ликующего характера, со свободным мелизматическим распеванием гласных (особенно последнего слога), исполняемый на слово "аллилуйя". Напев аллилуйя возник в культовой практике семитских племён. В Библии имеется ряд псалмов А., по-видимому, предназначавшихся для пения хорами левитов в Иерусалимском храме; они исполнялись в синагогах. Аллилуйя вошло и в раннехристианское богослужение. Первые напевы аллилуйя начинались несложными мотивами, исполнявшимися всеми верующими, и завершались мелизматически развитым заключением, к-рое исполнял искусный певец. Такой вид пения А. со времени Амвросия Миланского (ум. в 397) был общепринятым и на Западе оказал нек-рое влияние на т.н. амвросианское пение. Папа Григорий (ум. 604) дополнил амвросианское А. стихами из псалтири, поэтому мелизматически украшенная концовка А. оказалась в середине песнопения. Она получила назв. юбиляции, а новая форма А. стала называться аллилуарием и исполнялась перед чтением Евангелия. В таких А. нередко проступали черты трёхчастности и симметрии; они оказали влияние на формирование трёхчастных структур светской музыки ("ария da capo"). А. применяли в качестве концовок при пении антифонов и респонсориев. А. вошло в кантату, мотет, магнификат и мессу. Великолепные образцы А. создали Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, В. А. Моцарт.

В вост. церкви А. получило более широкое применение, чем в западной. А. пели не только на праздничном богослужении, но и во время поста и при погребении, заканчивая им пение псалмов и отд. стихов из псалтири. А. использовали также в качестве рефрена в многострофных гимнах. В ряде гимнов слово "А." составляло логич. и муз. финал. Такие гимны под назв. "херувимская" пели уже после аллилуария, во время церемонии принесения к алтарю хлеба и вина, поэтому А. оказалось более тесно связанным с кульминационным пунктом литургии, чем на Западе. Визант. композиторы придавали большое значение музыке А. Фёдор Студит (ум. в 826) сочинил 72 модели А., по 9 моделей на каждый глас осмогласия. Мелодика визант. А. была насыщена мелизмами. Музыка усложнялась и за счёт вставленных в текст фонем. Таково А. в раннем памятнике рус. певч. иск-ва - Благовещенском кондакаре (12 в.). Позднее, в связи с расцветом рус. нац. церк. пения, А. приобрело характер широкой и плавной кантилены (певч. рукописи 17 в.).

В рус. партесном пении, как и в зарубежной музыке, широкая распевная мелодия А. часто соединялась с многократным повторением слова "аллилуйя". П. И. Чайковский во "Всенощной" облёк многократное А. в конце песнопения "Хвалите имя господне" в форму фугетты, а в "Литургии" в конце причастного стиха - в форму фуги.

Литература: Мансветов И. Д., Церковный устав (типик), его образование и судьба в Греческой и Русской церкви, М., 1885, с. 95.

H. Д. Успенский
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Мелодрама Музыкальные жанры
Колокола Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Double, дубль Балет и танец
Балет и танец в кино Балет и танец
Электромузыкальные инструменты Музыкальные инструменты
Te Deum, Te Дeум Церковная музыка
Полутон Термины и понятия
Пассакалья Музыкальные жанры
Трубадур Национальные культуры
Композитор Термины и понятия
Мадригальная комедия Музыкальные жанры
Израильский балет Балет и танец

Реклама