Глеб Борисович Аксельрод

Gleb Axelrod

Глеб Борисович Аксельрод / Gleb Axelrod

Однажды Глеб Аксельрод заметил: "Самое сложное произведение можно донести до любой аудитории, если делать это искренне, с полной отдачей и ясно". В этих словах во многом заключено художественное кредо артиста. Они в то же время как бы высвечивают не только формальную принадлежность, но и принципиальную приверженность этого мастера к фундаментальным основам гинзбурговской пианистической школы.

Как и у многих других его коллег, путь Аксельрода на большую концертную эстраду лежал через "конкурсное чистилище". Трижды вступал он в пианистические баталии и трижды возвращался на Родину с лаврами лауреата.. На пражском конкурсе имени Сметаны в 1951 году ему была присуждена первая премия; затем последовали международные конкурсы имени М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (1955 год, четвертая премия) и имени Виана да Мота в Лиссабоне (1957 год, вторая премия). Ко всем этим соревнованиям Аксельрод готовился под руководством Г. Р. Гинзбурга. По классу этого замечательного педагога он окончил в 1948 году Московскую консерваторию, а к 1951 году завершил у него же курс аспирантуры. С 1959 года Аксельрод и сам начал преподавать; в 1979 году ему присвоено звание профессора.

Концертный стаж Аксельрода (а он выступает как у нас в стране, так за рубежом) насчитывает уже около сорока лет. За это время, естественно, сложился вполне определенный художественный облик артиста, который прежде всего характеризуется отменным мастерством, ясностью исполнительских намерений. В одной из рецензий А. Готлиб писал: "Г. Аксельрод сразу завоевывает доверие слушателя своей убежденностью, внутренним спокойствием человека, знающего, к чему он стремится. Его исполнение, традиционное в лучшем смысле, имеет своей основой вдумчивое изучение текста и его истолкования нашими лучшими мастерами. Монументальность общей композиции он сочетает с бережной отделкой деталей, яркую контрастность - с тонкостью и легкостью звучания. У пианиста хороший вкус и благородная манера". Добавим к этому еще одну характеристику из журнала "Советская музыка": "Глеб Аксельрод - виртуоз, по типу весьма сходный с Карло Цекки... такие же блеск и непринужденность в пассажах, такая же выносливость в крупной технике, такой же напор темперамента. Искусство Аксельрода - жизнерадостное по тонусу, светлое по краскам".

Все это до некоторой степени определяет и круг репертуарных склонностей артиста. Конечно, в его программах есть "опорные пункты", обычные для любого концертирующего пианиста: Скарлатти, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Лист, Шопен, Брамс, Дебюсси. В то же время его больше привлекает фортепианный Чайковский (Первый концерт, Большая соната, "Времена года"), нежели Рахманинов, На концертных афишах Аксельрода мы почти неизменно встречаемся с именами композиторов XX века (Я. Сибелиус, Б. Барток, П. Хиндемит), мастеров советской музыки. Не говоря уже о "традиционном" С. Прокофьеве, он играет прелюдии Д. Шостаковича. Третий концерт и Первую сонатину Д. Кабалевского, пьесы Р. Щедрина. Репертуарная пытливость Аксельрода сказывается и в том, что он время от времени обращается к редко исполняемым сочинениям; в качестве примера можно назвать пьесу Листа "Воспоминания о России" или обработку Скерцо из Шестой симфонии Чайковского, сделанную С. Фейнбергом. Наконец, в отличие от других лауреатов Глеб Аксельрод надолго оставляет в своем репертуаре специфические конкурсные пьесы: не так уж часто звучат у нас фортепианные танцы Сметаны, а тем более пьесы португальских композиторов Ж. де Соза Карвалью или Ж. Сейшаса.

Вообще, как отмечал журнал "Советская музыка" в 1983 году, "в его живом, инициативном искусстве радует дух молодости". Приведя в качестве примера одну из новых программ пианиста (восемь прелюдий Шостаковича, все четырехручные произведения Бетховена в ансамбле с О. Глебовым, избранные пьесы Листа), рецензент обращает внимание, что она позволила раскрыть и разные грани его творческой индивидуальности, и репертуарную тактику зрелого художника. "И в Шостаковиче, и в Листе узнавались присущие Г. Аксельроду скульптурная четкость фразировки, активность интонирования, естественная контактность с музыкой, а через нее - со слушателями. Особый успех ждал артиста в листовских сочинениях. Радость встречи с музыкой Листа - так хочется назвать впечатление от своеобразного, изобилующего находками (упругая акцентуация, тонкие, во многом непривычные динамические нюансы, чуть пародированная линия rubato) прочтения Второй венгерской рапсодии. В "Женевских колоколах" и "Погребальном шествии" - тот же артистизм, то же замечательное владение истинно романтической, богатой колористически фортепианной звучностью".

Искусство Аксельрода получило широкое признание как на родине, так и за рубежом: гастролировал среди прочего в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Финляндии, Чехословакии, Польше, странах Латинской Америки.

С 1997 г. Г. Аксельрод жил в Германии. Умер 2 октября 2003 г. в г. Ганновере.

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

Эдуардас Бальсис Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

11.10.1923

Дата смерти

02.10.2003

Профессия

пианист

Страна

СССР

просмотры: 3348
добавлено: 28.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть