Академия

1) Название многих научных учреждений, об-в и учебных заведений. Слово "А." происходит от имени мифич. героя Академа (Akadnmos), в честь к-рого была названа местность вблизи Афин, где в 4 в.до н. э. Платон читал лекции своим ученикам. В Италии первые А. возникли во 2-й пол. 15 в.как свободные об-ва, независимые от гор. и церк. властей, объединявшие философов, учёных, поэтов, музыкантов, знатных и просвещённых любителей и ставившие своей целью поощрение и развитие наук и иск-в. Они пользовались материальной поддержкой своих членов (большинство к-рых принадлежало к аристократич. кругам) и находились под покровительством княжеских и герцогских дворов. Одно из таких объединений было основано в 1470 при дворе герцога Лоренцо Медичи во Флоренции и названо академией в честь др.-греч. философской школы Платона. В 16-17 вв. А. получили в Италии широкое распространение (насчитывалось св. 1000 А.) и, по свидетельству современников, интерес к ним доходил до "неистовой страсти". Учёные диспуты, концерты, муз. и поэтич. соревнования являлись основой деятельности А. Роль их в утверждении светской культуры была очень велика. А. способствовали распространению гуманистич. идей, формированию нового художеств. стиля.

Существовали А. двух типов:

а) учёные общества, смешанные по составу членов, в деятельности к-рых наряду с диспутами, лит. чтениями большое место занимало музицирование. Такие А. были в Венеции - A. Pellegrina (осн. 1550), во Флоренции - A. della Crusca (осн. 1582), в Болонье - A. della Galati (осн. 1588) и A. dei Concordi (осн. 1615) и во мн. др. городах. Наиболее известна римская A. dell'Arcadia (осн. 1692), объединявшая знатных аристократов, учёных, поэтов, музыкантов. Её членами ("пастушкбми") были мн. видные итал. музыканты, скрывавшиеся за поэтич. псевдонимами: так, А. Скарлатти именовался Терпандром, А. Корелли - Аркимелло, Б. Паскуини - Протико, и т.д. Собрания А. (празднества по античным образцам, поэтич. и муз. соревнования и т.п.) происходили на лоне природы. Здесь члены А. отдыхали от официальных придв. церемоний; обращаясь к наивной пасторальности, они выражали этим стремление к естественности, слиянию с природой;

б) организации, объединявшие проф. музыкантов и любителей музыки. Деятельность этих А. была направлена на развитие и изучение муз. иск-ва. Они устраивали публичные и закрытые концерты, занимались изысканиями в области истории и теории музыки, муз. акустики, основывали муз. учебные заведения, ставили оперные спектакли (напр., в A. degli Invaghiti в Мантуе в 1607 состоялось первое исполнение оперы "Орфей" Монтеверди). Наиболее известной А. этого типа была Болонская филармоническая академия (осн. 1666). Для того чтобы быть принятым в её члены, требовалось выдержать труднейшие муз.-теоретич. испытания. Членами этой А. были итал. и иностранные композиторы: Дж. Бассани, Дж. Торелли, А. Корелли, Дж. Б. Мартини, В. А. Моцарт, Й. Мысливечек, М. С. Березовский, Е. И. Фомин и др. К А. по характеру деятельности была близка Флорентийская камерата (осн. в 1580 меценатом Дж. Барди), с к-рой связано возникновение оперы. Во Франции известность получила Академия поэзии и музыки (Acadйmie de poйsie et de мusique), осн. в 1570 в Париже поэтом, лютнистом и комп. Ж. А. Баифом.

\2) В 18 - 1-й трети 19 вв. в Италии и др. зап.-европ. странах название авторских концертов, устраивавшихся композиторами, а также муз.-исполнительских публичных собраний (концертов), к-рые организовывались содружествами любителей музыки. В России подобного рода А. начали возникать в конце 18 в., первая - в 1790 в Петербурге. Несколько позднее в Москве была организована Муз. А. (для дворян), её старшиной являлся H. M. Карамзин. В 1828 в Петербурге директор Придв. певческой капеллы Ф. П. Львов осн. Муз. А. с целью "приятного препровождения свободного времени и преуспевания в образовании и усовершенствовании музыкальных вкусов". Как отмечают современники, действит. членами этой А. были исключительно любители музыки.

\3) Название нек-рых современных, гл. обр. высших, муз. учебных заведений, напр.: Королевская А. музыки в Лондоне, А. музыки и сценич. иск-ва в Вене, Зальцбурге, Национальная академия "Санта-Чечилия" в Риме, Муз. А. (консерватория) в Белграде, а также некоторых оперных т-ров (Национальная А. музыки и танца - официальное назв. парижского т-ра "Гранд-Опера"), разл. научных (напр., Гос. А. художеств. наук в Москве, ГАХН, 1921-32), конц. и др. учреждений (А. грампластинки им. Ш. Кро, А. танца в Париже и др.).

Литература: Della Torre A., Storia dell'Accademia Platonica di Firenze, Firenze, 1902; Maylender M., Storia dell' Accademia d'Italia, v. 1-5, Bologna, 1926-30; Walker D. P., Musical humanism in the 16th and early 17th cent., "MR", 1941, II, 1942, III (на нем. яз. - Der musikalische Humanismus, в сб.: Musikwissenschaftliche Arbeiten, No 5, Kassel, 1949); Yates Fr. A., The French Academy in the 16th cent., University of London, Warburg Inst., "Studies", XV, L., 1947.

И. M. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

Костюм в балете Балет и танец
Нотация Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Финская музыка Национальные культуры
Ричеркар Музыкальные жанры
Наигрыш Термины и понятия
Хоровод Национальные культуры
Дайна Национальные культуры
Австрийская музыка Национальные культуры
Пастиччо Музыкальные жанры
Трио Термины и понятия
Пантомима Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 2587
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть