Цветана Омельчук: «Я не боюсь быть смешной, неуклюжей, некрасивой»

Цветана Омельчук

Меццо-сопрано Цветана Омельчук — молодая певица с неподражаемой артистической харизмой и отточенной вокальной техникой. Уже несколько сезонов подряд она с блеском исполняет на сцене Мариинского театра сложнейшие главные партии в операх Россини «Итальянка в Алжире», «Золушка» и др. В 2016–2023 годах она была солисткой Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. В июле 2023 года года дебютировала в Большом театре России в премьерных показах постановки оперы Берлиоза «Беатриче и Бенедикт», исполнив заглавную партию. В январе 2024-го вошла в состав мариинской оперной труппы.

Цветана Омельчук — победитель многих международных конкурсов, среди которых V Международный конкурс вокалистов им. Павла Лисициана (Владикавказ, 2017; I премия в камерном разделе, специальный приз «За артистизм и виртуозность»), XI Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2017; диплом и специальная премия Фонда Елены Образцовой).

Певица регулярно участвует в концертных программах Мариинского театра, выступает в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии и др. 26 января 2024 года с пианистом Иваном Фёдоровым она исполнит камерную программу из произведений Шуберта, Брамса, Листа и Шостаковича в Культурном центре Е. Образцовой. Накануне концерта певица дала эксклюзивное интервью Belcanto.ru.

— Цветана, прежде всего, разрешите вас поздравить с зачислением в оперную труппу Мариинского театра! Какие чувства вы сейчас испытываете?

— Я абсолютно счастлива, ведь сбылась моя давняя мечта — стать солисткой Мариинского театра, работать под руководством маэстро Валерия Абисаловича Гергиева. Он легендарный музыкант, творчество и биографию которого изучают в консерваториях; руководитель и наставник, с которым мечтают сотрудничать вокалисты, инструменталисты, балетные! Я также очень благодарна Ларисе Абисаловне Гергиевой за то, что она одной из первых разглядела во мне потенциал и дала шанс проявить себя, приняв меня семь лет назад в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра — большой творческий коллектив единомышленников.

— Всё начиналось…

​​— … как у большинства музыкантов: вслед за моим братом родители привели меня в музыкальную школу в Южно-Сахалинске, где я родилась. Моя детская мечта сбылась — я поступила на скрипку, и после окончания школы мой преподаватель Александр Гаврилович Зражаев взял меня в свой камерный оркестр, где я проработала два года.

Детство в семье военных подразумевает постоянные переезды, и когда пришло время переезжать, я оставила даже мысли быть музыкантом в Южно-Сахалинске. Тем более, что к тому времени мой брат уже закончил консерваторию по специальности «хоровое дирижирование», и, как я полагала, одного музыканта в семье более чем достаточно.

В Москве я поступила в Государственный университет геодезии и картографии. Там я не только проводила много времени с нивелирами, теодолитами (геодезические приборы — прим. И.Ф.), чертежами и кадастровыми бумагами, но и участвовала в конкурсах красоты, завоевывая различные титулы. На этих конкурсах в творческих испытаниях я играла на скрипке и всё ещё не помышляла о карьере оперной певицы.

— Каким же образом всё-таки произошёл разворот в сторону оперы?

— В качестве певицы я впервые выступила ещё в музыкальной школе: в мюзикл «Кузнечик Кузя» на главную роль должны были взять мальчика, но педагог по вокалу предпочла меня. На выпускных и в общеобразовательной школе, и в университете мы ставили капустники, на которых я всегда чувствовала себя как рыба в воде. К подобным театрализованным мероприятиям я относилась как к игре, и они меня очень увлекали. Можно сказать, что актёрство в то время было моим хобби.

В оперный театр в качестве зрителя я впервые попала только в девятнадцать лет. И по иронии судьбы это был Мариинский театр, опера «Игрок». И в этот момент в моей голове всё сложилось: я поняла, чего хочу, и что для этого надо делать! Я четко поставила себе цель — «театр». Несколько лет подряд я сдавала экзамены в училища, пока не поступила в Гнесинку. Я попала не первым номером и даже не вторым, но у меня была внутренняя уверенность в том, что я всё делаю правильно. Амбиций больших не было — мне просто хотелось быть, работать, творить!

— Расскажите о своих первых шагах на оперной сцене.

— На своем первом «Евгении Онегине», в Астраханском оперном театре (там певица проработала с 2015 по 2018 годы — прим. И. Ф.), исполняя партию Ольги, я плакала за кулисами, когда убили Ленского. Я благодарна режиссеру театра Константину Балакину, который поверил в меня и дал шанс проявить себя, хоть я была еще совсем зеленая, это было счастье! Я перевоплощалась в каждую свою героиню и, конечно, больше чувствовала сама, чем могла это показать публике. Если я была Ольгой — я прыгала, бегала, резвилась, часто забывая, что сбивается дыхание и скоро петь. В роли Марины Мнишек я ощущала себя иностранкой, готовой на всё ради власти и трона… Да и сейчас, когда играю злую королеву в «Белоснежке» (музыкальная сказка Э. Колмановского в Мариинском театре — прим. И.Ф.), коллеги не дадут соврать, — до спектакля ко мне лучше не подходить!

— С чего начался ваш путь в Мариинском театре?

— По совету директора фонда Елены Образцовой Натальи Игнатенко в 2016 году я прослушалась в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра, и меня приняли. Я стала жить сразу на три города, продолжая учиться в Российской академии музыки им. Гнесиных, магистратуру которой окончила в 2017 году, и работать в Астрахани. Было трудно и финансово, и психологически, и физически, но я понимала, что всему своё время, и что оперная певица должна иметь стальное терпение... А когда настало время выбора, я не раздумывая сделала его в пользу Мариинского театра.

— Какие роли вам ближе по характеру и темпераменту, какие партии готовите?

— Сегодня моя страсть — это комедии. Мне кажется, я была бы неплохой клоунессой: я не боюсь быть смешной, неуклюжей, некрасивой. В театре исполняю роли как положительных, так и отрицательных персонажей. Сейчас готовлюсь к премьерам «Гугенотов» Мейербера (Урбан) и «Путешествия в Реймс» Россини (маркиза Мелибея). Мечтаю петь в Мариинском театре Розину в «Севильском цирюльнике» и многие другие. Очень интересно попробовать себя в разных амплуа.

— 30 мая прошлого года с большим успехом прошёл ваш сольный концерт в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. Первое отделение с «Солистами Санкт-Петербурга» под управлением Михаила Гантварга было посвящено Вивальди, во втором вы с пианистом Михаилом Бенедиктовым исполняли романсы современного композитора Бориса Березовского…

— Этот проект был осуществлен благодаря Филармоническому обществу Санкт-Петербурга и президенту общества — Борису Леонидовичу Березовскому. Филармоническое общество проводит много музыкальных фестивалей, концертов и, что особенно важно, приглашает не только состоявшихся именитых музыкантов, но и совсем молодых талантливых ребят. Борис Леонидович еще и прекрасный композитор-мелодист, его романсы полны чувственности, нежности, трагизма, страсти... У меня есть любимый романс на стихи Марины Цветаевой. Этот романс я проживаю всегда заново, его выстроенная драматургия приводит к кульминации, к вопросу сквозь слезы отчаявшейся женщины: «Мой милый, что тебе я сделала?».

— В чём вы видите разницу между оперной и камерной вокальной музыкой?

— Оперное искусство — пик развития культуры! Это синтез гениальной музыки и исполнительских искусств: вокального, актёрского, дирижёрского, инструментального, хореографического. Днями и ночами мастера создают костюмы, декорации, постоянно совершенствуются солисты, репетирует оркестр, хор, балет, отдел режиссуры всё продумывает… Наш Мариинский театр можно сравнить с огромной фабрикой по производству шедевров мирового искусства. И в этом действе солист вкладывает свое «я» в общий успех.

В камерном исполнении всё внимание публики обращено только на тебя. Нет действия, которое отвлекает, декораций, костюмов, исполнитель как на ладони. Чтобы глубоко погрузить слушателя в мир исполняемой музыки, необходима тонкая выделка каждого слова, каждого штриха, каждой ноты. Надо петь ярко, убедительно, но без видимого напряжения.

— Вы записываетесь?

— Да, и считаю важным делать записи не только популярной классики, но и редко исполняемой, в том числе духовной, камерной музыки. Главное — чтобы это нравилось мне самой. Конечно, это требует вложений... Когда я выиграла денежный специальный приз на Конкурсе имени Образцовой, даже не думала, куда его потратить: записала альбом романсов Чайковского. И пусть он не идеальный — он первый, очень важный для меня.

— Какие у вас взаимоотношения со своим голосом?

— Когда я спела в Мариинском театре две премьеры «Итальянки в Алжире» в один день, я научилась доверять своему голосу и стала к нему относиться как к чему-то живому, одухотворенному. Стала общаться с ним, благодарить, бережней относиться, баловать. Он как капризный ребенок, если не окружать его заботой и любовью, может обидеться. Ему обязательно нужно давать отдыхать, расслабляться. Как инструменталист заботится о своем инструменте, так и певцы должны относиться к своему голосу.

Профессия вокалиста предполагает критическое отношение к себе, к своему голосу. В процессе звукоизвлечения при правильной вокальной постановке часто закладывает уши. Каждый человек при пении или даже при разговоре слышит себя изнутри, и реальное звучание голоса остается загадкой. Поэтому очень важно на любом уровне профессионального мастерства не забывать заниматься с педагогом-наставником. Кроме того, вокальный аппарат — особенно при частых выступлениях — нужно наблюдать у фониатра: это как автомобиль, который мы постоянно обслуживаем, меняем масло, фильтры, следим за подвеской, давлением в шинах и т.п. Без заботы и грамотного бережного использования качество непременно будет ухудшаться…

— Есть ли какие-то особенности в вашем распорядке дня и рационе питания?

— Я стараюсь придерживаться правильного режима дня: ранний подъем и ранний отход ко сну, ежедневные занятия, из спорта предпочитаю йогу и ходьбу. Рацион у меня разнообразный, люблю сладкое. Перед выступлениями взяла себе за правило за час есть макароны с сыром. Я очень люблю сыр, особенно такой тягучий: он и настроение поднимает и стресс снимает, ведь когда волнуешься, есть ничего не хочется. Важно, чтобы певец был не голоден. Пустой желудок может отвечать во время взятия дыхания, как лягушка, — «ква, ква», в этом мало приятного.

Учусь расслабляться и баловать себя, к этому я пришла совсем недавно! Это бывает сложно сделать: всегда много мыслей в голове, часто не хватает часов в сутках. Учусь ставить всю суету на паузу и наслаждаться моментом. Вообще, стоит не забывать жить, ведь вокруг так много всего интересного!

Цветана Омельчук / Tsvetana Omeltchuk

— С чего лучше начинать строить карьеру начинающим вокалистам?

— Вокалистам хочу посоветовать начинать с провинциальных театров. В нашей большой стране есть много оперных театров, где можно наработать репертуар, получить опыт общения с по-настоящему творческими профессиональными музыкантами. Когда получила предложение в Астраханский оперный театр, не раздумывая, согласилась, хотя поначалу было не просто в другом климате (на голосовых связках это сразу отражается) и в незнакомом коллективе (опыт, который позволяет проявить себя «с чистого листа»).

— Теперь, когда старое хобби превратилось в профессию, появилось ли новое?

— Открою свой секрет: это живопись, пишу маслом. Если музыка — это искусство во времени, то живопись — запечатленное мгновение… Она вдохновляет и переворачивает наизнанку мою бурную, содержательную, постоянно стремящуюся вперед жизнь. Для меня очень важно иногда остановиться и просто «моргнуть»: запечатлеть крылья бабочки, которая боится нарушить таинство пианиссимо пиццикато струнных в скерцо из Четвертой симфонии Чайковского…

Беседу вёл Иван Фёдоров

Автор фото — Кирилл Копытов, из личного архива Ц. Омельчук

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама