«Музыка нового света»: орган и вокал

4 марта в Римско-католическом кафедральном соборе в Москве на Малой Грузинской улице московскому слушателю был представлен концерт «Музыка Нового Света».

Концерт прошёл в рамках III международного музыкального фестиваля «Распространяя новую музыку по миру», который посвящен 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Он был организован двумя некоммерческими организациями «Lyrica Classic» и «Фонд Искусство добра».

Музыканты представили не только новую музыку, но музыку, объединенную идеей света, мира и добра. Кажется, тема извечна, об этих высоких добродетелях не раз говорили композиторы и музыканты, публика знает немало их ярких и эпохальных опусов: симфонии Бетховена и Малера, камерная музыка композиторов-романтиков и многих авторов 20 века. Найти новые музыкальные интонации сегодня – задача достаточно непростая. Однако, каждый из представленных композиторов смог оставить в душе слушателя свои неповторимые и запоминающиеся мелодии.

В программе были представлены произведения бельгийско-американского композитора Эммануэля Дюбуа и израильско-американского маэстро Эли Тамара. Сочинения концерта относились к разряду духовной музыки.

«От тьмы к свету, от борьбы к покою» — этими интонациями начался концерт, зрителю была представлена органная соната Дюбуа. Да, в ней звучали диссонансы, характерные для творчества мастера, а в сочетании с тембром органа и абстракциями видеоряда Сью Слэгл создали эффект сильнейшего напряжения. Но Дюбуа нашел способ смягчить этот образ простой рефренной интонацией восходящей кварты. Казалось бы: такой простой мотив. Но ведь и стремиться к добру – это так просто. В финале сонаты возник стремительный бег светлых органных переливов – идея светлого обретения счастья. Этот прием мелкой ритмизации и фугированной фактуры давно знаком и профессиональным музыкантам, и простому слушателю, и от органных сочинений Баха, опусов Мессиана и до нынешних дней такое композиторское решение остается сильным средством музыкальной выразительности в подобного рода сочинениях.

Контрастом с сочинением Дюбуа прозвучали сочинения Эли Тамара. Стилизация под древнерусские интонации плачей нашли свое воплощение в «И паки ти реку» и «Отче наш», исполненное вокальным трио Melody. Эта молитва была положена на музыку множество раз различными композиторами. Но совершенно неожиданно было услышать интонации русского фольклора в сочетании с органом в интерпретации израильско-американского композитора. Из ничего, из нуля и единицы, в одной ноте органа и из унисона трех голосов появились первые фразы «Отче наш». Разрастаясь с каждой новой фразой в широкую фактуру, этот унисон превратился в ослепительный аккорд на словах «и не введи нас во искушение». Бог и в малом, и в великом, Бог и среди трех — и повсюду. Тамар интересно формирует каждую фразу этой молитвы. Нет ни одной точки, ни одного музыкального завершения мысли. Каждая фраза звучит как вопрос. Как просьба к Всевышнему сквозь слезы плача.

Особое внимание в программе концерта было уделено имени святого Франциска. Чувствуется особое отношение к нему и его трудам композитора Эли Тамара. Прозвучало сочинение и о Добродетелях, и слова молитвы самого святого к Всевышнему в «Молитве св. Франциска». Все напряжение было на партии органа. И казалось, что сольная партия меццо-сопрано, которую с блеском исполнила Ольга Надеждина, говорит теми же интонациями. Но остинато в партии солистки снова звучало как голос пророка в будущее.

Художница Сью Слэгл предложила увидеть слова Всевышнего сквозь «призму», стекло, за которым были неясные очертания мира, и каждый зритель имел возможность дорисовать этот мир по-своему.

Неожиданно прозвучал голос Рахманинова в его вокализе. Весьма сумрачный и тяжелый по образу вариант обработки Тамара и Надеждиной данного сочинения был исполнен трио Melody и органом. Но в концепции концерта такой вариант знакомого и горячо любимого сочинения был воспринят публикой органично.

Последним аккордом концерта стал «Гимн брату Солнцу» — «Canticum Fratris Solis» Эли Тамара. Слова гимна созданы в последние дни жизни святого Франциска, в период его страданий от тяжелой болезни. Слова гимна — итог жизни Франциска. Композитор подчеркивает восторженное прославление святым Всевышнего, благодарность и экстаз от познания внутреннего света. Педаль органа, изображая свет божьего величия посреди небесного мира, сопровождает гимническое пение хора, унисон которого опирается на грегорианские распевы: «Всевышний, Всемогущий благой Владыка, Тебе – хвалы, и слава, и честь, и всякое благодаренье». Орган – образ величия, хор – голоса ангелов, певцы – слова святого Франциска и святых, встречающих его там, среди райского мира, куда стремилась его душа. «Прославлен будь, мой Господи, со всем Твоим твореньем, особенно с господином братом Солнцем».

Тамар создал удивительный мир будущего в музыке, дал надежду. И свет этой надежды каждый из слушателей унес в своем сердце.

Большинство номеров программы были написаны сложным неконсонирующим вокальным языком. Музыка, представленная программой, требовала высокого профессионализма. Далеко не каждый певец возьмется исполнять эти партитуры. Исполнители удивили мастерством. Сопрано Светлана Полянская, контральто Ольга Надеждина, сопрано Ольга Веселова и Юлия Петрачук, партия органа Марианна Высоцкая и хор Arielle под руководством Эльмиры Дадашевой – каждый из участников концерта вложил душу и сердце. А это особо важно на концерте, где звучат премьеры.

Любовь Шангина, дирижёр

реклама