Мариинский выпускает премьеру балета «Двенадцать» по Блоку

Сценография Леонида Алексеева (эскиз)

Уже на этой неделе на новой сцене Мариинского театра состоится премьера спектакля «Двенадцать» в хореографии Александра Сергеева. Зрителям обещают показать «гул разрушающегося мира», его распад на пиксели, а в качестве пролога к танцевальной части — исполнить саму поэму Блока. Первым из трех спектаклей — 14 июля, в день взятия Бастилии — дирижирует Валерий Гергиев. Следующие показы состоятся 15 и 16 июля.

«Двенадцать» — это и знаменитая поэма Александра Блока, и партитура ленинградского композитора Бориса Тищенко, одного из любимых учеников Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Музыку «Двенадцати» Тищенко написал, будучи аспирантом Ленинградской консерватории, в двадцать пять лет. И это был заказ для сцены Кировского театра и постановки Леонида Якобсона, хореографа-революционера, выпустившего здесь до того балеты «Шурале», «Спартак», «Клоп», «Новеллы о любви» и «Хореографические миниатюры».

Премьера «Двенадцати» прошла 31 декабря 1964 года, но после трех показов крамольный спектакль — с Христом и красным флагом в финале, с «неуместным гротеском» в музыке — сняли. В середине 1970-х, уже после смерти хореографа, спектакль восстанавливали артисты труппы Леонида Якобсона. Среди участников был и отец Александра Сергеева, танцовщик, а ныне преподаватель Академии им. Вагановой Валерий Сергеев. Так клавир «Двенадцати» с пометками Якобсона попал в руки нынешнего хореографа.

Познакомившись с фрагментом репетиции того времени, снятым на видеопленку, Александр Сергеев поначалу думал сохранить «культурный слой» хореографии, но принял решение, что будет делать новый спектакль. К музыке балета — в качестве пролога — он добавил еще один опус Тищенко, Три песни на стихи Марины Цветаевой для меццо-сопрано и фортепиано. Одноактный балет «Двенадцать» займет весь театральный вечер и будет длиться чуть больше часа.

Валерий Гергиев к произведениям Тищенко относится с глубоким почтением. В Мариинском и за его пределами маэстро исполнял созданные композитором фортепианные концерты, симфонию «Марина», Реквием, Виолончельный концерт и музыку балета «Двенадцать» — в 2010 году она звучала в Концертном зале Мариинского театра в присутствии автора. В репертуар труппы также входит другая балетная партитура Бориса Тищенко — «Ярославна» (на афише используется название «Ярославна. Затмение»).

— Считаю своим долгом знакомить публику с сочинениями такого большого композитора и передавать свою любовь к его музыке слушателям, — говорит Гергиев. — Музыка Тищенко сложнейшая, но его произведения — и для музыкального театра, и симфонические — могут собирать восторженные залы везде.

Сегодня Мариинский театр вновь обращается к партитуре «Двенадцати» и предлагает ее современное сценическое прочтение.

В поэме Блок стремился передать «музыку революции», Борис Тищенко музыку блоковского стиха переводит на язык своего искусства — музыкальной композиции.

Репетиция. Фото Александра Неффа

— По всей партитуре у Тищенко стоят пометки, фрагменты из Блока — не строчки, а обрывки строчек. Он словно бы сообщает, какой момент текста соответствует музыке или о чем он думал, когда писал тот или иной фрагмент, — рассказывает Александр Сергеев.

Двенадцать номеров балета довольно свободно соотносятся с двенадцатью главами поэмы. В музыке Тищенко иногда можно расслышать ритмы блоковского стиха, например чеканный дольник «Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» или в теме финальной фуги — «…И за вьюгой невиди́м…». Еще заметнее в ней след музыки Стравинского, посетившего Ленинград в 1962 году, его балетов «Весна священная» и «Петрушка».

Для Александра Сергеева центральная идея сочинения — идея мира, разрушающегося по воле человека. Постановщик цитирует слова поэта, который в начале 1918 года слышал этот гул собственными ушами. Одна из главных сложностей для хореографа — иметь дело с «программностью» музыки:

— Я хотел максимально уйти от гротесковости в отношении двенадцати, и в костюмах в том числе. Но не получается: музыка подталкивает, а от нее не открепиться. Двенадцать напоминают мне героев фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Когда мы репетируем, я все время вспоминаю об этом. Они такие же лихие, прямолинейные, трусливые, и в музыке все это есть.

В соавторы Александр Сергеев пригласил дизайнера одежды Леонида Алексеева, прежде оформлявшего драматические спектакли. В постановке «Двенадцати» он одновременно исполняет роль художника по костюмам и сценографа.

— Нам хотелось стереть опыт предыдущей постановки и не иллюстрировать поэму. Мы стали обсуждать искусство времен Блока, размышляли об опыте конструктивистов, кубистов, супрематистов. Что касается внешнего вида артистов, то хотелось, чтобы персонажи взяли что-то от советского человека, существовавшего в формате парада, когда из людей, обезличенных тел, строились пирамиды.

Световую партитуру постановки готовит художник Константин Бинкин, автор видеопроекций — Игорь Домашкевич.

По задумке хореографа, поэма Блока тоже включена в программу вечера. Для постановщика важно, чтобы звучание литературного текста перетекало в хореографическое. В такой партии, совмещающей и слово, и танец, выступят прима-балерина и ассистент хореографа Екатерина Кондаурова и сам Александр Сергеев.

Уже сейчас анонсировано три спектакля с двумя составами исполнителей. Премьера пройдет в рамках XXX Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей».

Пресс-служба Мариинского театра

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама