«Император Атлантиды»: искусство во имя жизни

Искусство во имя жизни — именно так можно охарактеризовать оперу композитора Виктора Ульмана «Император Атлантиды». Этот музыкальный феномен концлагерного творчества в России увидят впервые 19 июня в Музее Победы.

Во времена Второй Мировой войны нацистская армия строила лагеря смерти для того, чтобы истребить монархию, католиков, евреев, цыган, славян — тех, кого так ненавидел Гитлер. Он мечтал создать рай на земле только для немцев и придуманных им арийцев, остальных же превратить в рабов или уничтожить. Основой нацистского рейха был оккультизм с сатанинскими чертами. Он был поднят вождями Третьего рейха на небывалую высоту. Среди высокопоставленных чинов партии было очень много приверженцев оккультных верований и обрядов. Основной целью нацизма объявлялось теургическое воссоздание новой расы полубогов на основе расово-чистых «арийцев».

Виктор Ульман — австрийский и чешский композитор еврейского происхождения — не был арийцем, поэтому 8 сентября 1942 вместе с семьей он был депортирован в концлагерь Терезин — показательный еврейский концлагерь, который был создан для того, чтобы лживо демонстрировать мировой общественности, как милосердно поступает Гитлер, даруя евреям город. Именно там композитор в течение двух лет сочинял и выступал с концертами в музыкальном театре. За два года пребывания там композитор написал более 20 произведений. Среди них оказалась и сатира на Гитлера — опера «Император Атлантиды». Боясь умереть в плену у нацистов, композитор передал свои труды библиотекарю гетто, который пережил войну. Но партитуры пролежали в безвестности до 1975 года. Когда их обнаружили — музыку Ульмана включили в репертуар исполнителей классического жанра.

Опера «Император Атлантиды или Смерть отрекается» ставится во всем мире на разных языках, полна символики и подтекстов. Ее смысл понятен: Смерть – такая же часть жизни, как Искусство и Любовь. Более того, ей присущи человеческие слабости. В опере Смерть бросает свой меч и отказывается «работать», в ужасе от массового механизированного кошмара современной войны. А страшный диктатор-тиран впадает в детство.

Обстановка представления варьируется от площадки барака с аккомпанементом фортепиано, до музыкального сопровождения для камерного ансамбля с инструментами, включая саксофон, гитару, фисгармонию, клавесин и семь певцов. Виктор Ульман использует не общепринятый оркестр, чтобы очертить различные характеры в опере, прологе.

Гротескному и дерзкому сюжету соответствует и музыка Ульмана — забавная, полная скрытых намеков. Когда Барабан объявляет приказ Императора о начале священной войны, он делает это на музыку Гайдна из песни Deutschland uber alles («Германия превыше всего»), бывшей гимном Третьего рейха. В сцене, где Арлекин прославляет радости жизни, Виктор Ульман цитирует «Песнь о Земле» Густава Малера, запрещенного фашистами. Ближе к финалу, когда Смерть призывает Императора, звучит разухабистый канкан. Финальный квартет «Приходи, Смерть, наш почетный гость» — строгий лютеранский хорал, исполняемый под аккомпанемент скрипки и гитары в стиле «кантри»

Замысел оперы В. Ульмана поражает своей смелостью: несмотря на внешние социально-политические ограничения, сложность организации репетиций, отсутствие большого количества хорошей нотной бумаги и прочие факторы, она была написана с величайшим профессионализмом, решала серьезные художественные задачи и, наконец, отражала современные проблемы социума и жизнь в самом концлагере.

Литературный текст оперы отражает современное состояние Германии во время Второй мировой войны, он содержит аллегорическое изображение реальных исторических лиц и воспоминания композитора о Первой мировой войне, в которой он был участником; намеки на быт и жизнь обитателей Терезина; черты жанра антиутопии, популярного в первой половине XX века; мотивы литературных источников, таких как сказка братьев Гримм «Смерть в кумовьях», «Биология войны» Г. Николаи, «Тантал» Ф. Брауна; библейские и антропософские мотивы.

Судьба оперы удивительна. Она стала возрождаться на сцене только с 1970-х годов. Наличие нескольких десятков постановок за рубежом доказывает ее жизнеспособность и несомненную художественную ценность.

Опера «Император Атлантиды», которая является беспощадным обличительным документом страшной эпохи и редким примером человеческого мужества, прозвучит 19 мая в Зале Полководцев Музея Победы в Москве в исполнении Оркестра и солистов института «Академия имени Маймонида» РГУ имени А. Н. Косыгина. Дирижёр — Дмитрий Вакарчук, режиссёр — кандидат искусствоведения Алла Чепинога, музыкальный руководитель — Люция Итальянская, ответственный концертмейстер — Майя Андреевская.

Пресс-служба проекта

Подробности и билеты

реклама

вам может быть интересно

«Русские ночи» в Лондоне Классическая музыка