Эскарго для месье Рамо

Марк Минковский в Московской филармонии

Прославленный аутентист Марк Минковский в свои неполные 60 — дирижер отметит юбилей 2 октября 2022 — производит впечатление энергичного жизнелюба, который занимается исключительно тем, что ему по душе: от конного спорта до руководства оперным театром (хотя, судя по информации в западной прессе, его начавшееся в 2016 директорство в Национальной опере Бордо сопровождалось частыми разногласиями с администрацией и оркестром; продержавшись на посту два срока, в 2022 Минковский покинет театр, уступив место Эммануэлю Ондре). Любвеобилен маэстро и в выборе репертуара; только в планах на нынешний сезон: Бетховен, Оффенбах, Шуман, Брукнер, Рамо, Малер, Гайдн, Вайль и Моцарт. «Ведь есть актеры, которые играют Шекспира, Брехта, Чехова и Мольера, и им это удается прекрасно. Почему бы не делать то же самое дирижерам и музыкантам?» – весело комментирует свою всеядность Минковский.

9 февраля 2022 Марк Минковский, оркестр «Музыканты Лувра» и баритон Тома Долье выступили в Концертном зале им. Чайковского с программой «Новая воображаемая симфония с голосом», составленной из фрагментов музыки Жана-Филиппа Рамо. Это сиквел «Воображаемой симфонии», созданной Минковским в начале 2000-х. Одноименный альбом вышел в 2005 и был распродан огромными тиражами, а концертная программа с успехом исполняется коллективом до сих пор – в Москве она впервые была представлена в 2019. «Новая воображаемая» сочинялась вместе с французским музыковедом и театральным режиссером Иваном Александром (у которого в 2009 уже был аналогичный проект-коллаж «Воображаемая опера Генделя»). Рецепт все тот же – взять разные по фактуре и атмосфере номера из опер и балетов («Кастор и Поллукс», «Зороастр», «Паладины», «Галантные Индии», «Акант и Цефис, или Симпатия», «Рождение Осириса», «Дардан», «Пигмалион»), от прихотливой стремительной увертюры до грандиозной чаконы, и при помощи монтажа собрать из них крупную форму, на сей раз соединив с пением.

В одном из недавних интервью тулузской газете La Dépêche Минковский утверждал, что новая программа – «не просто “гала-концерт с голосом”, здесь подобраны номера, где голос проступает из музыки, как в некоторых симфониях Малера или Девятой Бетховена». От таких смелых ассоциаций публику в КЗЧ решили поберечь. Во время концерта дирижер обращался к залу трижды, но в роли конферансье-затейника: шуточный пересказ содержания соответствующих опер и балетов, ситуативный юмор вроде «а сейчас будет ария слуги, который всего боится, за исключением приезда в Россию». Экскурсы в сюжетику придворных спектаклей стали довольно неуместным и отвлекающим довеском к музыке – тем более что «симфония» и без того звучала скорее как сюита, без перетеканий и тонких переходов между номерами.

Музыка Рамо, во многом переоткрываемая в XXI веке, даже в формате коллажа располагает к более вдумчивому подходу. Вспомнить хотя бы два диска, выпущенных в 2014-м: «Сад господина Рамо» Уильяма Кристи и Les arts florissants (изощренно сплетенное ожерелье вокальных номеров из разных опер, исполненное с фирменной для коллектива величавой шутливостью) и «Рамо – звук света» Теодора Курентзиса и musicAeterna (мистериальный маньеризм à la Currentzis, построенный вокруг видения Рамо как протоавангардиста). Разумеется, у каждого свой метод, и было бы нелепо требовать от Минковского философских откровений. Но высокий исполнительский уровень от знаменитого ансамбля ожидается по умолчанию.

Оркестр «Музыканты Лувра», три года назад игравший задорно и с большой самоотдачей, в этот раз выдал на удивление блеклый звук, с мелкими, но постоянными расхождениями внутри групп и между группами, смазывающими общую картину. Невыразительный, почти лишенный орнаментики бассо континуо. Непроработанные детали фактуры и ритмические нюансы, которыми богата музыка Рамо. Не чувствовалось дыхания, пульсации и в целом внятной работы с динамикой – зато много навязчивого акцентирования сильных долей. Это даже не «сделайте нам красиво», а «сделайте нам поплясать».

В этом и заключается главная проблема: вроде бы благородная цель по пробуждению интереса к старинной музыке достигается через сугубо упрощенную «попсовую» подачу (крепкий певец Тома Долье эту линию не переломил, да и не слишком пытался). Хотя придворная музыка действительно создавалась для развлечения, она не перестает быть тонким искусством, требующим бережного исполнения-исследования и слушания-соучастия. Как известно, успех приготовления исконно французского блюда эскарго зависит от соуса – сами по себе улитки богатством вкусовых оттенков не отличаются. Так и барочная музыка, где многое изобретается самими исполнителями, нуждается в верной подаче – а под таким эстрадно-просветительским майонезом, мгновенно теряет и шарм, и остроту, и красоту.

Фото предоставлены Московской филармонией

реклама