Британский ученый

Концерт Иэна Бостриджа в «Зарядье»

Британский тенор Иэн Бостридж — явление для современной сцены уникальное. Певец-интеллектуал-исследователь (именно так, в триединстве, а не через запятую) полжизни провел в статусе ученого, изучал историю и философию науки в Оксфорде и Кембридже, защитил докторскую на тему «Колдовство и его трансформации, 1650-1750 гг.», и лишь в возрасте 27 лет профессионально занялся вокалом. Дебютировал в 1993 году (в 29 лет) в лондонском Вигмор-холле, годом позже исполнил «Зимний путь» Шуберта в концертном зале Purcell Room – и более с этим произведением не расставался: исполнял в концертах, выпускал записи, а затем написал книгу «“Зимний путь” Шуберта: анатомия одержимости» (издана в 2014 году, русский перевод вышел в 2019).

В репертуаре Бостриджа Шуберт и Вольф, Бриттен и Хенце, Гендель и Бах. У него впечатляющая оперная карьера («Дидона и Эней» Перселла, «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Похождения повесы» Стравинского, «Смерть в Венеции» Бриттена; специально для него Томас Адес написал партию Калибана в опере «Буря»), но, в первую очередь, он остается блестящим и умнейшим камерным певцом. В обоих амплуа артист неоднократно выступал в России: на «Декабрьских вечерах» (2005), на фестивале Владимира Спивакова (2007), на фестивале «Площадь Искусств» а Санкт-Петербурге (2014), в БЗК (2014), в Петербургской филармонии (2018), в «Зарядье» (2019).

17 декабря Иэн Бостридж исполнил в «Зарядье» свой «фирменный» вокальный цикл Шуберта «Зимний путь» вместе с пианистом Джулиусом Дрейком (их творческий союз существует уже почти 30 лет).

«Песня под аккомпанемент фортепиано больше не звучит в домах, сдала она свои позиции и в концертных залах. Классическая песня, или, как говорят немцы, Lieder – целевой продукт, предназначенный для любителей классической музыки», – утверждает Иэн Бостридж в упомянутой выше книге и с одержимостью продолжает работать именно в этом жанре – и как певец, и как исследователь. Бостридж-исследователь пишет о «Зимнем пути» как о протомодернистском произведении, проводя параллели с Камю, Беккетом и Керуаком: Шуберт, по его словам, впервые в искусстве создает образ одинокого человека, попавшего в экзистенциальную ловушку, запертого в пустой, лишенной смысла вселенной. Бостридж-певец развивает эти идеи на сцене.

Можно исполнить «Зимний путь» округло и лирично, дать публике поностальгировать об ушедшем и ощутить приятную щекотку зимней меланхолии; изобразить эдакого слащавого Шуберта эпохи бидермайера – старомодного, удобного, безопасного. Бостридж идет другим «Зимним путем» – колючим и напряженным. На сцене огромного зала – его тонкая изломанная фигура, словно сошедшая с картин Эгона Шиле. Почти болезненные движения тела, нервных пальцев и тонкой мимики. Многообразные краски и грани, вычлененные в каждой ноте. Выразительная, но не показная, словно на пределе сил сдерживаемая экспрессия в каждом жесте и звуке.

«У исполнителя Lied другой звук, отличный от оперного певца. – говорит тенор в одном из интервью. – В повседневной жизни человеческий голос способен издавать разные звуки: от крика до звуков низкой глубины, от шепота до восторженных восклицаний. Исполнительская манера Lied очень отличается от оперного пения, где требуется большой звук с прочной опорой и в общем-то одного цвета. Lied напоминает старинное пианино XIX века, у которого были разные регистры».

Холодный прозрачный голос Бостриджа то запускает невесомые ноты куда-то ввысь, то становится резким, переходя почти на мелодекламацию, почти на Sprechstimme – прочерчивая линию от венского романтизма к венскому модернизму, от Шуберта – к Бергу и Шёнбергу.

Концерт в одном отделении, без антракта: негде расслабиться, некуда выйти из неприютного угловатого мира, созданного певцом и пианистом, словно сросшимися в один организм. Остается лишь не отрываясь соучаствовать в этой музыкальной монодраме, от первых шагов мерной поступи «Доброй ночи» до скорбно застывшего «Шарманщика».

«Для человека искушенного “Зимний путь” – торжественное событие в истории музыки. Цикл отличается строгостью и одновременно трогает невыразимой сердечностью. После финальной песни “Шарманщик” наступает почти осязаемая тишина, примерно такая же, как после исполнения баховских “Страстей”. <…> цикл исполняется и производит сильное впечатление в концертных залах по всему миру, как бы далека ни была родная культура слушателей от венской музыкальной среды 1820-х годов» (из книги Иэна Бостриджа).

Музыкальный декабрь в Москве оказался на редкость духоподъемным. Столицу посетили сразу несколько выдающихся западных артистов и коллективов – Уильям Кристи и Les Arts Florissants, Иэн Бостридж и Джулиус Дрейк, Венсан Дюместр и Le Poème Harmonique, Беат Фуррер и Klangforum Wien – и привезли с собой дух творческой свободы, сценической раскованности и высочайшей исполнительской культуры, позволив хотя бы мысленно преодолеть закрытые границы – в том числе границы нашего восприятия музыки.

Фото предоставлены МКЗ «Зарядье»

Если вы испытываете трудности при написании дипломной работы, приглашаем на биржу «Напишем». Большая база исполнителей, которые напишут дипломную на заказ быстро и качественно, предоставляется персональный менеджер.

реклама