Праздник жизни на похоронах богов

О концерте Юровского в Большом зале консерватории

Владимир Юровский, наконец добравшись до России и подведомственного ему Госоркестра им. Светланова, сыграл две программы-близнеца в двух столицах. Музыка Вагнера и Бетховена прозвучала 7 ноября в Санкт-Петербургской филармонии и 11 ноября в Большом зале Московской консерватории.

Нынешний год насыщен драматическими коллизиями, вот и петербургский концерт был под угрозой срыва – дирижер не мог попасть в Россию из-за неверно оформленной справки об отсутствии коронавируса. Итог – репетиционный цейтнот и общая нервозность. Программу пришлось перестроить и сократить, зато публика Петербургской филармонии получила бонус в виде мини-лекции в фирменном стиле Юровского. В Москве обошлось без драм. Запланированная программа прозвучала целиком: Седьмая симфония Бетховена, «Зигфрид-идиллия» Вагнера и фрагменты из оперы «Гибель богов» в редакции Альфонса Аббасса для сокращенного состава оркестра. Драматургия концерта строилась вокруг тем созидания и разрушения, раскручиваясь по спирали: чистая радость жизни – дионисийский хаос – мирная семейная идиллия – борьба и смерть – новый рассвет.

Седьмая симфония – произведение обманчиво простое. На первый взгляд это музыка ясная и жизнерадостная, не нагруженная образами борьбы и мучительными поисками истины, «апофеоз танца», как назвал ее Рихард Вагнер. С другой стороны, в ней содержится знаменитое загадочное Allegretto – то ли танец, то ли похороны, то ли государственная церемония. В симфонии слышны явные отголоски фольклора, но неуловима четкая национальная принадлежность: украинские, австрийские, венгерские, русские мелодии изящно спаяны в единое наднациональное целое. Образный ряд симфонии разными исследователями трактуется то как череда античных ритуалов, то как сельская свадьба, то как рыцарское празднество, то как вакханалия или общепланетарные народные гуляния.

Юровский образца 2020 года подчеркивает в Седьмой прежде всего ее внутреннюю энергию, дансантность и дионисийскую жажду жизни. В прошлом, лет десять тому назад, дирижер исполнял ее довольно сдержанно и элегично, теперь он буквально купается в динамических и тембровых контрастах партитуры: яркие светлые краски первой части, грациозный танец в Allegretto, спортивно-подтянутое Presto, упругий подвижный финал… Праздник жизни омрачался общей несобранностью и неаккуратностью оркестра. Несмотря на то, что маэстро мануально и даже мимически подробно размечал все акценты и интонации, музыканты реагировали на него формально и вяло, то и дело слегка спотыкаясь в ритме. По словам Юровского, последний раз он видел свой оркестр в январе 2020. Что-то разладилось за десять месяцев разлуки.

«Вагнеровское» отделение Юровский бесшовно соединил в одну длинную сюиту. Сначала прозвучала теплая камерная «Зигфрид-идиллия», насыщенная цитатами из оперы «Зигфрид» и будущей «Гибели богов» – эдакое «Кольцо» в миниатюре, подаренное ко дню рождения любимой жене и посвященное их годовалому сыну. Затем из-за горизонта этой маленькой домашней планетки-спутника медленно взошла планета-гигант – вступил полный оркестр и зазвучала музыка Рассвета из «Гибели богов». Эффект красивый и впечатляющий: микромир расширяется до масштабов мегамира, глобальная драма вырастает из детской колыбельной. Вагнер у Юровского всегда звучит красочно, с удивительным полнокровием и витальностью – в этой музыке прорастают корни, течет вода, гремит гром, а слушатель словно оказывается внутри огромного дышащего живого существа. Оркестр справился в целом достойно, хотя и не дотянул до своего же уровня годичной давности, когда в Филармонии исполнялось «Золото Рейна».

В финале на сцене появилась Светлана Создателева с монологом Брунгильды. Солистка «Геликон-оперы», успешная Катерина Измайлова, востребованная во всем мире Рената из «Огненного ангела» Прокофьева – она, кажется, еще не вполне Брунгильда, по крайней мере не в этот вечер. Ее голоса из-за оркестра практически не было слышно. Партию Брунгильды Создателева пела один раз в 2019 году в концертном исполнении «Валькирии» в Королевском фестивальном зале в Лондоне (под управлением опять же Владимира Юровского), а в январе 2021-го должна была исполнять ее в лондонском Southbank Centre, но этот спектакль, увы, отменен, как и все крупные проекты в Британии.

Владимир Юровский стал художественным руководителем ГАСО им. Светланова в 2011 году, в очень трудное для коллектива время, и за эти годы они достигли многого. «Молодой европейский дирижер русского происхождения» с огромной энергией включился в музыкальную жизнь оркестра и города. Госоркестр освоил непривычый для себя репертуар, в том числе редко исполняемые в России сочинения классиков XX века и современных авторов. В 2014 Юровский принял на себя художественное руководство фестивалем «Другое пространство», сформировал новый подход к программам и концепцию послеконцертных встреч, где слушатели могут побеседовать с музыкантами. В 2018 Юровский и Госоркестр стали организаторами фестиваля «Лето. Музыка. Музей» в подмосковной Истре. С 2013 года под руководством маэстро в Московской филармонии шел цикл просветительских концертов-лекций «Истории с оркестром» – еще один небольшой, но яркий и насыщенный ежегодный фестиваль.

История с Госоркестром подходит к концу. В июле 2021 года Юровский покинет пост художественного руководителя. Его европейская жизнь бьет ключом: у него плотный концертный график, он является одним из главных дирижеров британского Оркестра эпохи Просвещения, руководит Симфоническим оркестром Берлинского радио и Международным фестивалем-конкурсом Джордже Энеску в Бухаресте, а в сезоне 2021/2022 займет пост музыкального руководителя Баварской государственной оперы. Как дальше сложится жизнь ГАСО им. Светланова и какая невидимая борьба за место худрука ведется сейчас, остается только гадать.

Автор фото — Анатолий Жданов

реклама