Раритет Рахманинова и этнос сегодняшнего Дамаска

Лондонский Вигмор-холл в виртуальности и реальности

С коварным и, конечно же, непредвиденным наступлением СOVID-19 вторая половина театрально-концертного сезона 2019/2020 оказалась – приблизительно с середины марта – безвозвратно потерянной. Такова реальность, и театрально-концертным институтам ничего не оставалось, как перейти в онлайн, представляя либо ранее созданный и записанный видеоконтент, либо проводя прямые интернет-трансляции со своих сцен без слушателей в зале. По такому пути пошли и в нашей стране, и за рубежом, и на сей раз мы поведем речь о знаменитом лондонском концертном зале Вигмор-холл – о зале, в котором вашему покорному слуге довелось побывать на концерте в январе этого года.

На тот момент СOVID-19 в массовом сознании как пандемия еще не укоренился, да и режим общественного карантина и самоизоляции на Британских островах был введен с явным запозданием, однако в какой-то момент – практически в унисон с отечественными залами – закрыть двери для публики, отменив все афишные концерты, был вынужден и Вигмор-холл. Сегодня меломаны и театралы всего мира свои надежды возлагают на новый сезон 2020/2021. В большинстве случаев открытие придется на осень, но, к примеру, такой известнейший театр, как нью-йоркская «Метрополитен-опера», уже объявил, что сезон он откроет лишь 31 декабря 2020 года, и это будет специальный гала-концерт. Такое решение связано с трудностями репертуарного планирования, так как в интернациональном мире оперы пандемия смешала и порушила всё, а «Метрополитен-опера» – один из тех театров-брендов, в котором традиционно поют певцы практически со всего мира.

Прогнозы на открытие нового сезона в привычные сроки для российских театров и концертных залов оцениваются на сегодняшний день как вполне оптимистичные, и вполне оптимистично планы на сезон 2020/2021 огласил также лондонский Вигмор-холл. Новый сезон откроется здесь 10 сентября лидерабендом немецкого баритона Кристиана Герхаера. Он выступит в ансамбле с немецким пианистом-концертмейстером Герольдом Хубером, и этот дуэт представит сочинения Шуберта, Берга и Форе. Однако в виртуальную сферу прямых трансляций живых концертов из зала без публики Вигмор-холл после двух с половиной месяцев перерыва своей деятельности включился уже с начала лета.

«Саккони-квартет»

С 1 по 26 июня в его афише мы находим 20 интернет-трансляций. Речь идет о прямых трансляциях дневных концертов, начало которых по местному времени – 13:00. Как и обычно, они передавались двумя параллельными потоками – по каналу BBC Radio 3 и в видеоверсии в HD-качестве на сайте зала. Открытие сего виртуального марафона – концерт британского пианиста Стивена Хафа, закрытие – вокальный цикл «Зимний путь» Шуберта (анонсированные исполнители – британский тенор Марк Пэдмор и британская пианистка японского происхождения Мицуко Учида). Любопытно, что первым номером программы Стивена Хафа стала аранжировка Чаконы из Партиты № 2 ре минор для скрипки соло Баха (BWV 1004), сделанная итальянским композитором и пианистом Ферруччо Бузони, ведь именно он был участником гала-концерта по случаю открытия зала 31 мая 1901 года, то есть ровно 119 лет назад!

Что же до концерта-закрытия этого виртуального цикла, то один из его участников Марк Пэдмор как раз и оказался солистом упомянутого ранее январского концерта. Так уж удачно сложилось, что 24 января в один день с вечерним концертом Симфонического оркестра BBC на его резидентной базе в Барбикан-центре довелось посетить и весьма неординарный дневной концерт на Вигмор-стрит, 36. Это был концерт в одном отделении, и по формату (порядка часа), и по времени начала (13:00) он походил на концерты-трансляции июня, но ни аудио-, ни видеотрансляций не предполагал. Концерт был организован Благотворительным фондом «Каватина» (CAVATINA Chamber Music Trust), основанным в 1998 году с целью приобщения молодежи и новых поколений слушателей к камерной музыке посредством доступной ценовой политики.

Несколько удивило, что этот дневной концерт состоялся в пятницу, то есть в рабочий день. Зал не был заполнен до отказа, но заинтересованной публики – причем, не молодой – набралось отнюдь немало! При абсолютно не накатанном репертуаре новой музыки, предложенной слушателям, интерес публики, честно говоря, даже впечатлил, ведь главным артефактом программы стал вокальный цикл «В Дамаске» («In Damascus», 2016) для тенора и струнного квартета британского композитора Джонатана Дава (Jonathan Dove, род. 1959). При этом «для настройки», словно связуя XIX век с нашей эпохой, перед этим прозвучал Романс (1889) для юношеского – незаконченного – струнного квартета Сергея Рахманинова. Соединение русского по духу Романса с английским вокальным циклом «В Дамаске» было весьма необычно, но услышать оба этих опуса было чрезвычайно интересно! С циклом Дава встретиться вживую довелось, понятно, впервые, но, признаться, и фрагмент опуса Рахманинова рецензенту также выпало услышать впервые.

На фото: Джонатан Дав. Автор фото — Andrew Palmer

Диспозиция исполнителей – следующая. Струнный квартет – британский «Саккони-квартет» (Sacconi Quartet). Коллектив был основан в 2001 году четырьмя выпускниками лондонского Королевского музыкального колледжа (Royal College of Music). Его состав с того времени не менялся: Бен Хэнкокс (первая скрипка), Ханна Доусон (вторая скрипка), Робин Эшвел (альт), Кара Берридж (виолончель). За годы существования квартет получил широкую известность и признание, гастролируя с концертами в ведущих концертных залах и на музыкальных фестивалях в Великобритании, а также по всей Европе. Квартет назван в честь итальянского скрипичного мастера и реставратора Симоне Фернандо Саккони (1895–1973). При создании своих инструментов он опирался на методику Антонио Страдивари и оставил после себя труд под названием «Секреты Страдивари» (1972), который сегодня для профессиональных скрипичных мастеров играет роль практического справочника.

В этом году в феврале «Саккони-квартет» впервые выступил в России, но не в столице, а в отдаленных регионах страны – в Красноярске, Кемерове, Новосибирске и Барнауле. В качестве «русского самовара» коллектив из Великобритании привез нам и свое исполнение Романса для струнного квартета Сергея Рахманинова. Русская жемчужина была дополнена Фортепианным квинтетом соль минор Сергея Танеева (1911, op. 30), в котором к квартету присоединился британский пианист Питер Донохоу. Впрочем, в России музыка Джонатана Дава также тогда звучала: это был опус «Out of Time» для струнного квартета (2001). Мы же апеллируем именно к лондонскому концерту коллектива в Вигмор-холле, и в нём «ансамбль» с раритетом Рахманинова составил новый музыкальный этнос Дамаска наших дней, оживший в английском опусе более позднего – совсем свежего – разлива.

На премьеру вокального цикла «В Дамаске» 20 мая 2016 года в рамках собственного фестиваля «Саккони-квартета» в Фолкстоне (Sacconi Chamber Music Festival) британская «Гардиан» опубликовала весьма лестный отзыв. По её мнению, то был «незабываемый пример силы искусства в передаче нечто ужасного через сущность, которая парадоксально красива сама по себе». Марк Пэдмор стал тогда первым исполнителем этого сочинения, так что «дивидендами аутентичности» на концерте в Вигмор-холле можно было располагать уверенно и неоспоримо. Этого харизматично-камерного певца, даже несмотря на давность впечатлений, наиболее дотошные московские меломаны, думается, должны помнить и по партии Евангелиста в «Страстях по Матфею» Баха (III Московский Пасхальный фестиваль, 2004), и по концерту в рамках «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера» (2004), и по исполнению «Рождественской оратории» Баха (2008).

Марк Пэдмор

Обладатель голоса сугубо лирической, тонко-рафинированной фактуры всегда берет не плакатной экспрессией чувства и не полетной объемностью, ибо всё это – вне сферы его вокальной природы, а поистине кристальным волшебством «живописной» нюансировки и высочайшей музыкальной культурой. Так было и на сей раз. Певец идеально вписывается и в нишу старинной музыки, и в камерный романтический репертуар, но и новая музыка, что сполна показала вокальная медитация, мощно проступившая в сирийском опусе Дава, – также его несомненный исполнительский конек. Одиннадцатичастный цикл – не просто череда номеров: это одна сплошная сакральная молитва о судьбах тех, кого коснулась ужасная трагедия в Сирии на почве военно-политического конфликта наших дней.

Шестой – центральный – раздел цикла полностью отдан инструментальному квартету, а вербальной основой вокально-инструментальных частей (1–5 и 7–11) стала выборка из автобиографической поэмы в прозе «Черное облако на свинцово-седом небе» («A Black Cloud in a Leaden White Sky», 2014) сирийского писателя и поэта Али Сафара (опус Дава апеллирует к ней в английском переводе Анны-Марии МакМанус). Между композитором и «Саккони-квартетом», который в следующем году отметит свое 20-летие, давно сложились тесные творческие связи, и в 2016 году на лейбле Signum Classics коллектив записал монографический аудиоальбом с музыкой Джонатана Дава под общим названием «В Дамаске» (2017). Кроме обсуждаемого вокального цикла, который был записан также с Марком Пэдмором, в альбом вошли Фортепианный квинтет (2009) с присоединившимся к квартету британским пианистом Чарльзом Оуэном и упомянутый выше опус «Out of Time».

Профессиональная репутация «Саккони-квартета» как интерпретатора музыки Дава сегодня непререкаема, и на исполнении цикла «В Дамаске» в Вигмор-холле, которое доверительно тепло, непосредственно интимно и эстетически просто говорило на языке музыки о неимоверно сложном, трудном и психологически трансцендентальном, легко удавалось верить в это сложное и сопереживать ему. Некоей трансцендентальностью веяло и от прочтения Романса Рахманинова. Сделано оно было довольно профессионально, но как-то отстраненно и созерцательно – беспафосно. Возможно, именно так подумал лишь один слушатель в зале, которому отыскать русскую душу в музыке Рахманинова на берегах Туманного Альбиона на этот раз всё же не удалось...

Фото «Саккони-квартета», Марка Пэдмора и Джонатана Дава – с официального сайта «Саккони-квартета» (sacconi.com)

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама