Чем отличается фортепиано от пианино?

Вопрос «чем отличается фортепиано от пианино» далеко не так прост, как кажется на первый взгляд. Ошибкой будет как считать эти слова синонимами, так и думать, что это совершенно разные вещи.

Немного истории

Чтобы понять, с чего всё начиналось, давайте обратимся к историческим фактам. Датой появления в истории клавишных инструментов называют 1709 год: тогда мастер Бартоломео Кристофори при дворе герцога Фердинанда Медичи показал новый инструмент гостям.

В отличие от распространённых тогда клавесинов и клавикордов, новый инструмент поразил на приёме гостей герцога совершенно новым и необычным звучанием. Оно было связано с новыми системами резонирования и молоточковым механизмом: всё это используется и по сей день.

Первый в истории клавишный инструмент поразительно напоминает современный рояль

Инструмент поражал мощным форте и нежным пиано. Бартоломео назвал его «Gravicembalo con piano e forte» – что похоже на название «фортепиано» сегодня. Инструменты со временем эволюционировали, и в 1716 и 1717 появились другие виды механики. Эволюционируют они и до сих пор.

Важные отличия пианино от фортепиано

Общий ответ на заданный в первом абзаце вопрос будет звучать так. «Фортепиано» – это класс инструментов, а «пианино» — конкретный клавишный инструмент с вертикальной декой. Иными словам, всякое пианино – это фортепиано, но не всякое фортепиано – пианино.

Общим у них всех можно назвать способ извлечения звука с помощью клавиш, струн и молоточков. Причем, чем сильнее вы нажимаете на клавиши, тем громче будет звук. У всех акустических фортепиано есть дека в том или ином виде (горизонтальная и вертикальная), 2 или 3 педали и крышка, чья позиция отвечает за «звонкость».

Чем рояль отличается от пианино?

Кроме пианино, распространение получил и рояль с формой корпуса типа «крыло», который тоже относится к классу фортепиано, но является инструментом гораздо больших габаритов, веса и, собственно, более богатого звука. Именно последнее является причиной того, что рояли почти всегда устанавливают в концертных залах и часто – даже в каких-то кафе, где бывают «живые» выступления.

Обычно у акустических инструментов есть три положения крышки, что вы можете увидеть на концертах: когда рояль солирует, крышку полностью открывают, когда рояль аккомпанирует, крышку могут полностью закрыть или оставить в положении «чуть приоткрыто».

Концертный рояль Bosendorfer

Но это не единственное отличие роялей: они отличаются по используемым материалам, по настройке струн, по клавиатуре и, наконец, по бренду и цене. Цена рояля может быть от сотен тысяч до десятков и даже сотен миллионов рублей.

И тут история отдельно взятых инструментов играет роль: к примеру, рояли «Steinway and Sons», признанного авторитета производителей роялей, стоят от 2-4 млн рублей. И это ещё далеко не самые дорогие инструменты, бывают и те, что стоят больше миллиона долларов (!). Кто из нас не слышал о таких известных именах как Bösendorfer, Fazioli, Petroff, Seiler или August Forster?

Также в последние годы было создано так называемое подготовленное (или препарированное) фортепиано.

Препарированное фортепиано

Звук в таком инструменте (обычно это акустический рояль) создается с помощью разных предметов, которые помещаются между струнами или на молоточки. Звук в итоге получается совершенно неповторимым – совмещая фортепианное звучание с перкуссионным.

Чем отличаются цифровые инструменты от акустических?

Все вышесказанное в теории можно применить и к цифровым инструментам. Но с определёнными оговорками, которые можно относить к каждому типу инструмента отдельно.

К примеру, именно электронные пианино чаще всего (если не всегда) изготавливают в уменьшенном форм-факторе: поскольку вся «начинка» электронная, то нет смысла создавать большой корпус, ведь он не резонирует при игре, в него просто помещаются «мозги» устройства.

Если мы имеем дело с синтезатором или даже клавиатурой на 76/88 клавиш с молоточковой механикой, то здесь даже похожего корпуса нет: электронные «мозги» отвечают и за струнный, и за демпферный резонанс, а также содержат множество других функций, приближающих электронный инструмент к акустическому по звучанию.

Причем чаще всего в таких электронных пианино и синтезаторах сэмплируется какой-либо очень дорогой и именитый рояль, который мало кто может себе позволить.

Цифровое фортепиано Dexibell с декой-имитацией

Практически то же можно сказать и про цифровые рояли: чаще всего (что справедливо для самых недорогих цифровых роялей) их изготавливают в уменьшенном форм-факторе, где форма рояля сохранена лишь наполовину. Но есть инструменты и в полноразмерном корпусе–«крыле», как правило, это самые дорогие инструменты, стоящие не один миллион рублей.

Цифровой рояль Yamaha в уменьшенном корпусе

Кстати, именно различия в звуке рояля при разных позициях крышки стало причиной того, что в цифровых фортепиано даже есть отдельная настройка, имитирующая закрытые и открытые на каких-то позициях крышки, не говоря уже о других «имитирующих» функциях.

А сейчас мы расскажем про несколько экзотических инструментах класса фортепиано.

Фортепиано-жираф

На заре создания пианино рынок также увидел такую экзотику (тогда она была таковой как для «нас», так и для «них»), как «фортепиано-жираф»: он был распространён в конце XVIII – начале XIX веков.

Его внешний вид напоминает рояль с декой, расположенной над клавиатурой под углом 90 градусов: создатели пытались достичь «горизонтальной компактности», сделав инструмент высоким. Фортепиано получилось очень громоздким и с очень слабым звуком, который даже до пианино не «дотягивал». Как предмет интерьера, «жирафа» разукрашивали в стиле «ампир».

Фортепиано-жираф

История появления этого инструмента не менее занимательна, чем его внешний вид.

Однажды египетский паша Мухаммед Али решил подарить королю Франции Карлу X жирафа в надежде на улучшение дипломатических отношений. Подарок более чем странный: ведь тогда еще жирафов не было в Европе.

Подарок пришелся ко двору, жирафы, как сейчас говорят, стали хайпом: их изображали на предметах интерьера и одежды, дамы придумали «прическу-жираф», поэтому название для такого необычного инструмента напрашивалось само собой.

Прозрачный рояль

В отличие от «фортепиано-жирафа», прозрачный рояль уже относится к технике современности: его произвела знаменитая компания-производитель Kawai, и управляется одна из его модификаций по iPhone или iPad. Выполнен он не из стекла, а из акрила и стоит в районе 8 млн рублей.

Прозрачный рояль Kawai CR-40

Помимо более дешевого акрилового рояля, Kawai предлагает и хрустальный рояль, который по праву считается самым дорогим роялем в мире. На прошедшем в 2008 году аукционе неизвестный покупатель заплатил за него 3,22 млн долларов (почти 200 млн рублей).

Но это не единственный инструмент такого рода. К примеру, известный производитель акустических роялей Blüthner выпустил свой самоиграющий рояль, который тоже не уступает по звуку более именитым акустическим аналогам.

Прозрачный рояль Blüthner

Футуристическое позолоченное фортепиано

Назвать этот инструмент «пианино» язык не поворачивается. Фортепиано под названием Galaxy было выпущено компанией Galaxy Instruments, базирующейся в ОАЭ, и стоит 1.36 млн долларов (более 80 млн рублей).

Оно поражает не только совершенно уникальной формой и ценой, но и материалами: корпус создан из позолоченного (золото 24 карат) стекловолокна, у него автоматическая крышка, а перевозка в страну будущего покупателя может производиться только на специальном самолете.

Статья предоставлена mirm.ru

реклама