Симфония молодости, опыта и мастерства

Михаил и Дмитрий Юровские: московская эстафета музыки

Инициатор и «учредитель» уникального абонемента «Династия Юровских» в сезоне 2018/2019 – Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, поэтому концерты этого абонемента проходят на сцене ее знаменитого Большого зала. Сама идея – в том, чтобы в рамках цикла концертов не только объединить представителей известной дирижерской династии – Михаила Юровского и двух его сыновей Владимира Юровского младшего и Дмитрия Юровского, – но и услышать в их исполнении музыку Владимира Юровского старшего (1915–1972). После долгого исторического забвения симфоническое композиторское наследие этого интереснейшего, самобытного мастера возрождается, и нынешним поколениям слушателей выпадает редкий шанс открыть эту музыку заново.

Абонемент «Династия Юровских» стартовал 14 октября прошлого года концертом Михаила Юровского с Симфоническим оркестром студентов Московской консерватории (художественный руководитель – Анатолий Левин). Его мощной квинтэссенцией стало тогда исполнение Четвертой симфонии до мажор Юровского (соч. 69). Финальный аккорд цикла прозвучит 5 июля: место за дирижерским пультом Концертного симфонического оркестра Московской консерватории (его художественный руководитель – по-прежнему Анатолий Левин) займет Владимир Юровский младший. Прозвучит музыка легендарного балета «Алые паруса» (1942), написанного его дедом. В этом опусе щедрый мелодический дар и романтическое мироощущение автора проявились наиболее рельефно, а сам балет стал словно «визитной карточкой» жизнеутверждающего творческого стиля композитора.

26 апреля в рамках этого же абонемента другой внук композитора Дмитрий Юровский исполнил другое сочинение деда – трагическую поэму «Отелло» для чтеца, хора и оркестра с текстами Шекспира в переводе Анны Радловой (1964, соч. 58). Другим был и оркестр – Симфонический оркестр Московской консерватории (художественный руководитель – Вячеслав Валеев). В этом концерте приняли участие чтец Евгений Князев и Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель – Александр Соловьёв). При этом наряду с участием представителей династии Юровских в «фирменном» семейном абонементе также были запланированы и их дирижерские мастер-классы.

Осенью прошлого года довольно большую серию мастер-классов по симфоническому дирижированию для студентов Московской консерватории дал Михаил Юровский, а с 23 по 25 апреля мастер-классы по оперно-симфоническому дирижированию на основе своей собственной методики провел Дмитрий Юровский. После концерта-открытия абонемента «Династия Юровских» Михаил Юровский в ноябре возвращался в Москву, чтобы сыграть «Немецкий реквием» Брамса с ГАСО России имени Е.Ф. Светланова (и тоже в Большом зале консерватории). А недавнее выступление маэстро в Москве – так уж совпало! – состоялось 22 апреля в Концертном зале имени П.И. Чайковского по линии Московской филармонии. Как известно, любое совпадение – лишь закономерность в цепи случайностей, но, как бы то ни было, дирижер-отец, глава династии, выйдя на сей раз за рамки «династического» абонемента, но именно в его рамках словно символически передал московскую эстафету музыки своему младшему сыну Дмитрию. За четыре дня в Москве он провел три мастер-класса по оперно-симфоническому дирижированию, а также подготовил и сыграл программу с Симфоническим оркестром Московской консерватории, в которой наряду с «Отелло» его деда прозвучали фрагменты из опер «Отелло» Россини и Верди. Так что свой нынешний вояж в Москву Дмитрий Юровский разыграл «как по нотам» в сáмой что ни на есть оперно-симфонической «тональности».

22 апреля. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Рахманинов и Чайковский… Чайковский и Рахманинов… Последовательность не важна: эти два символа русской музыкальной культуры настолько прочно слились воедино, что давно друг от друга неотделимы! Именно эти два величайших имени и значились в афише концерта Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО), коллектива, который не просто молодежный, исходя из идеи своего рождения, а совсем еще молодой! Основание для его учреждения – национальный проект «Культура», который стартовал в 2018 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры РФ. Создан не просто оркестр, а как часть общероссийского проекта «Культура» реализован проект «Национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия».

Куратор названного масштабного музыкально-симфонического проекта – Московская филармония: именно она предоставляет РНМСО прекрасно оснащенную репетиционную базу в концертно-зрелищном комплексе «Филармония-2» на юго-западе столицы. Первый состав оркестра сформирован по результатам Всероссийского конкурса оркестровых музыкантов, проведенного Московской филармонией летом прошлого года. В нём приняли участие более 360 молодых исполнителей, из которых были отобраны 100 музыкантов из 20 регионов страны. Соискатели, не прошедшие конкурс, но получившие положительные рекомендации членов отборочной комиссии, зачислены в стажерскую группу оркестра. Согласно положению об РНМСО, в оркестре могут играть музыканты в возрасте от 22 до 28 лет, то есть к сотрудничеству с оркестром приглашаются студенты старших курсов, которые могли бы сочетать и работу в оркестре, и учебный образовательный процесс.

Аналогов в мире первой в стране Симфонической академии попросту нет. Под эгидой этой Академии РНМСО с момента своего основания участвует в концертной деятельности Московской филармонии на постоянной основе. Тем самым комплексно решаются сразу три архиважные задачи. Первая – художественно-творческая. Вторая – интеллектуально-образовательная. Третья задача – массово-просветительская. Сегодня многие молодежные оркестры (как в России, так за ее пределами) функционируют лишь спорадически, то есть в привязке к тем или иным событиям, либо в периоды, не занятые основной деятельностью и музыкантов, и их шефов-дирижеров. Но курс на постоянство и непрерывность творческо-образовательного процесса призван стать залогом как академической стабильности, так и профессиональной мобильности коллектива. В этом как раз и заключена принципиально важная инновация! Так что РНМСО – уникальнейший коллектив и крупнейший в стране молодежный проект в сфере оркестрового симфонического исполнительства.

Уже в первом своем сезоне – в сезоне 2018/2019 – РНМСО вовлечен в концертную филармоническую орбиту весьма активно, и нынешний концерт в Москве под управлением Михаила Юровского стал одним из плановых событий в жизни этого коллектива, но, как показал этот концерт, плановое событие уверенно перешло в разряд поистине знаковых! В сезоне 2019/2020 у оркестра появится и свой собственный абонемент из четырех концертов в Концертном зале имени П.И. Чайковского. И после этого, даже если кто-то в чём-то еще сомневался, никаких сомнений в серьезности намерений Московской филармонии опекать молодой оркестровый бренд просто уже не остается!

К работе с оркестром привлекаются известные мастера дирижерской профессии (как безусловные корифеи, так и персоналии довольно молодые). В сезоне 2018/2019 с РНМСО сотрудничают Михаил Юровский, Александр Лазарев, Валерий Гергиев, Александр Сладковский, Василий Петренко. С оркестрантами занимаются концертмейстеры лучших оркестров России и Европы, специалисты по ансамблевому мастерству и симфоническим нюансам. Не забыто и исторически информированное исполнительство: в 2018 году над французской музыкой с музыкантами РНМСО работал французский дирижер-аутентист Жан-Кристоф Спинози. Словом, фундамент для творчества молодых исполнителей (как материально-технический, так и интеллектуально-кадровый) заложен основательный!

Итак, 22 апреля, Концертный зал имени П.И. Чайковского… Третий концерт для фортепиано с оркестром ре минор Рахманинова (1909, соч. 30) и Пятая симфония ми минор Чайковского (1888, соч. 64). Оба произведения – абсолютные музыкальные хиты, каждую ноту которых на слушательском уровне, кажется, давно уже знаешь наизусть! А Третий концерт Рахманинова в пору назвать бы Концертом-симфонией, ибо оркестр в нём не просто аккомпанемент: его голоса сливаются в сложную симфоническую ткань, которая с партией солиста вступает в довольно темпераментное и далеко не простое «астральное» взаимодействие. Да – эту музыку знаешь! Да – эту музыку любишь, и поэтому каждый раз идешь на встречу с ней словно со старым добрым другом! Однако всё время открываешь в ней для себя что-то новое…

Так было и на этот раз, ибо глубинно-философская дирижерская самоидентификация Михаила Юровского, посеянная на непаханом поле молодых исполнительских талантов, принесла свои мощные, «морозно свежие», но при этом эмоционально одухотворенные, наполненные огнем безудержной искренности музыкальные всходы. Талантами русская земля не оскудеет никогда, и стоило русской музыке с психологически ясными и точными гуманистическими установками опытнейшего дирижера-медиума, взращенного на ниве русской исполнительской школы, оказаться пропущенной сквозь молодые и чистые души музыкантов оркестра, эффект отдачи от нее в зал оказался необычайно сильным! Подумать только: Пятой симфонией Чайковского за годы своей впечатляющей карьеры Михаил Юровский дирижировал неоднократно, но первый раз в жизни исполнял ее с оркестром, который играл ее впервые! И в разучивании ее с чистого листа была своя особая прелесть, ибо в процессе этой работы творческое обогащение шло в обоих направлениях…

Солировал молодой одаренный пианист Дмитрий Маслеев, обладатель I премии XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2015). Опыт впечатляющей работы с Михаилом Юровским у него уже был на открытии абонемента «Династия Юровских» осенью прошлого года. Наряду с Четвертой симфонией Владимира Юровского старшего в программу того вечера вошли Сюита из балета «Чудесный мандарин» Бартока и Первый фортепианный концерт Шостаковича. Молодость с талантом в лице пианиста и жизненный опыт с профессиональным мастерством в лице маэстро-дирижера к удивительно яркому, незабываемому результату привели и на этот раз. А на бис после Концерта Рахманинова пианист, словно предвосхищая второе отделение вечера, очень тепло и задумчиво-нежно исполнил «Колыбельную» Чайковского из «18 пьес для фортепиано» (1893, соч. 72, № 2).

23–25 апреля. Учебные классы корпуса Малого зала консерватории

Сразу необходимо уточнить, что на дирижерских мастер-классах Дмитрия Юровского автору этих строк довелось присутствовать лишь во второй и третий день, то есть 24 и 25 апреля, но даже с двух названных заходов суть обучающей метóды этого музыканта можно было представить себе довольно внятно и четко. В отличие от классических дирижерских мастер-классов под два рояля, «фирменные» мастер-классы Дмитрия Юровского – школа для дирижеров реального камерного оркестра с полным составом струнных, деревянных духовых, валторнами и фортепиано. Этого никто и никогда раньше не делал – не только у нас, но и за рубежом, поэтому прецедент нынешних мастер-классов поистине уникален!

Понятно, что большой оперный оркестр в небольшой учебный класс не посадишь, а что касается оркестра камерного, то всё ведь всегда упирается в сущую банальность – в отсутствие переложений для камерного оркестра именно вокально-симфонической музыки. Дмитрий Юровский когда-то начинал карьеру как блестящий оркестровый виолончелист, а дирижер – его второе призвание, ставшее теперь основным. Но он не только виолончелист и дирижер, а еще и прекрасный аранжировщик, и вниманию дирижеров, обучающихся в Московской консерватории и отобранных для его мастер-классов, он предложил ряд своих камерных переложений именно вокально-симфонического материала – как оперных арий, так и вокальных миниатюр (романсов), написанных в оригинале для голоса и фортепиано.

Дирижеров было пять. Иван Нужин выбрал романс «День ли царит…» Чайковского на слова Алексея Апухтина (1880, соч. 47, № 6). Александр Сметанин проявил интерес к романсу «Благословляю вас, леса…» Чайковского на слова Алексея К. Толстого (1880, соч. 47, № 5). В оперном разделе Мария Курочкина взялась за пролог Тонио «Si può? Si può?» из «Паяцев» Леонкавалло (1892), Михаил Астафьев – за речитатив и арию Шимены (Химены) «De cet affreux combat … Pleurez! Pleurez mes yeux» из «Сида» Массне (1885), а Джереми Уолкер (Великобритания) – за арию Маддалены «La mamma morta» из «Андре Шенье» Джордано (1896). Сначала был период читки и «оркестровой сборки», при которой Дмитрий Юровский корректировал работу дирижера. Иногда он что-то менял в штрихах, в динамике, в расстановке акцентов, иногда вносил изменения в ноты своих же переложений с учетом «малосоставности» оркестра, терпеливо подправлял жесты, а иногда и сам вствал за дирижерский пульт, показывая, как оптимальнее пройти тот или иной «коварный» такт.

На стадии работы с певцами фактически продолжилось всё то же самое, но с заведомо бóльшим числом моментов, требовавших трехсторонней увязки между ними, дирижером и отдельными инструментами в наиболее сложных «цифрах». Камерный оркестр составили студенты Московской консерватории, и заметим, что дирижерам невероятно повезло не только с бравыми оркестрантами, но и певцами: опытнейшая, рафинированно-чувственная драмсопрано Любовь Стучевская исполняла «День ли царит…», а также арии Шимены и Маддалены, а прекрасный молодой баритон Кирилл Комаров – «Благословляю вас, леса…» и пролог из «Паяцев». Весьма интересно было наблюдать, как из кропотливой «черновой» работы рождалась музыка, ради которой, собственно, всё и затевалось!

По результатам мастер-классов 27 апреля в Концертном зале имени Н.Я. Мясковского прошел итоговый концерт, и, конечно же, очень интересно было бы оказаться в числе его слушателей. Но, как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает»! В ночь после концерта 26 апреля в Большом зале консерватории ваш покорный слуга улетел в Уфу, а Дмитрий Юровский, полностью осуществив свою программу в Москве, – в Новосибирск. Уже 28 апреля он должен был дирижировать новой концертной программой в Зале имени Исидора Зака Новосибирского театра оперы и балета, музыкальным руководителем и главным дирижером которого является в настоящее время. Но не только дирижировать…

Концерт давно уже состоялся, и изюминкой второй части его тематической программы «Ветряные мельницы человека из Ламанчи» стало то, что Дмитрий Юровский впервые после огромного перерыва выступил в новом старом амплуа. В «Дон Кихоте» Рихарда Штрауса (1897, соч. 35), фантастических вариациях на рыцарскую тему, уступив место за дирижерским пультом Евгению Волынскому, он исполнил соло виолончели («партию» Дон Кихота). И как снова не подметить совпадение, но уже в развитии! 23 ноября прошлого года сей опус Рихарда Штрауса Дмитрий Юровский изумительно нежно и трепетно провел как дирижер на закрытии Х Международного виолончельного фестиваля VIVACELLO в Москве в Концертном зале имени П.И. Чайковского (соло виолончели исполнял Борис Андрианов). Тот давний концерт стал важным и запоминающимся дебютом дирижера с Российским национальным оркестром, одним из лучших на сегодняшний день оркестров Москвы (художественный руководитель и главный дирижер – Михаил Плетнёв). Кто знает, а вдруг именно в тот вечер за дирижерским пультом Дмитрий Юровский и подумал, а почему бы ему самому снова не воплотиться в Дон Кихота?..

26 апреля. Большой зал консерватории

Эта тематическая программа была выстроена вокруг хрестоматийного образа Отелло, но на этот раз он снизошел на слушателя не только в музыке, включая ее вокальный пласт, но и в художественном слове чтеца, и в его мелодекламации. Идея трех «Отелло» сама по себе красива, но заинтересованная московская публика пришла услышать, прежде всего, опус Владимира Юровского старшего: именно на его долю и выпал главный успех вечера! Открыла же его увертюра к «Отелло» Россини, а продолжил дуэт Отелло и Дездемоны из финала первого акта «Отелло» Верди (солисты – тенор Николай Ерохин и сопрано Елена Гусева). Игровая форма оркестра однозначно порадовала, а солисты – нет: найти настоящего Отелло сегодня трудно, а Дездемона без Отелло «так и не заиграла». А в оркестре снова царила молодость, и после посещения одной из «черновых» – еще до Большого зала – репетиций с ним Дмитрия Юровского в его составе удалось выявить ряд музыкантов, которые играли в камерном оркестре на мастер-классах.

Россини в малом резонансном объеме репетиционного зала по акустике казался Верди, едва ли не приближаясь к Юровскому, и лишь только опытное ухо дирижера, хорошо знающее акустику Большого зала, способно было в звучании оркестра что-то продуктивно менять и корректировать. И всё же случайное погружение в «черновой» процесс оказалось невероятно интересным, ведь на концерте изменилось всё! Акцентированная прозрачность, тонкая нюансировка, головокружительные «фирменные» crescendi – вот это точно уже был Россини! Однако демиургом от музыки, филигранно собравшим воедино оркестр, хор, художественное слово и мелодекламацию, Дмитрий Юровский показал себя в «Отелло» своего деда. «Неисправимый» романтик и мелодист, тот написал музыку очень понятную и яркую, психологически емкую и «объемно зримую», так что ее образы и «жгучий глагол» чтеца несли по стройным симфоническим волнам эмоционально легко и захватывающе!

В 60-е годы «Отелло» исполнялся Москве пять или шесть раз (!), и всегда за дирижерским пультом был Геннадий Рождественский, а чтецом – Николай Мордвинов. В 1968 году запись с премьеры в Большом зале консерватории вышла на фирме «Мелодия». Премьера – и об этом Дмитрий Юровский сказал со сцены – стала единственным на ней исполнением (все другие состоялись в Концертном зале имени П.И. Чайковского). Так что нынешнее исполнение в Большом зале Московской консерватории – всего лишь второе, и дирижер его посвятил памяти Геннадия Николаевича Рождественского (1931–2018).

Фото предоставлены:
• отделом информации Московской филармонии (22.04);
• официальным сайтом Московской консерватории (23–25.04 © Д. Рылов);
• отделом информации и рекламы Московской консерватории (26.04 © Инесса Кудрявцева).

реклама