Андрей Иванович вернулся к Святому Андрею

На VI Международном фестивале вокальной музыки «Опера Априори» 29 апреля состоялась мировая премьера монооперы Алексея Курбатова «Возвращение». Волнующее словосочетание «мировая премьера» традиционно для «Оперы Априори». Более того, имя Алексея Курбатова в качестве автора впервые исполняемого вокального произведения уже появлялось в афише фестиваля. В марте 2014 года в БЗК прозвучала в концертном исполнении первая опера молодого московского композитора «Чёрный монах» по повести А.П.Чехова.

Обращение Алексея Курбатова к достаточно редкому и коварному жанру камерной оперы для одного исполнителя, написанной в 2018 году, это порыв души, захваченной трагической поэмой Фаины Гримберг «Андрей Иванович возвращается домой». Хорошо, когда композитор и поэт находят друг друга.

Прочитанные мною задолго до премьеры оперы стихи, написанные в середине 1980-х, вызвали чувство недоумения.

Вечная тема женской скорби о пропавшем на войне Любимом (муже – сыне – брате), полная оригинальных образов и неординарных эпитетов, выражена в поэме детски нескладными или нарочито фольклорными строфами.

Но как известно, либретто даже многих великих опер как литературу вообще читать проблематично. Главное, чтобы совпал эмоциональный настрой авторов текста и музыки, их ощущение темпоритма. И здесь надо отдать должное композитору, давшему вторую жизнь стихам, написанным примерно тогда, когда он только родился.

Музыка Курбатова мелодична и понятна, она гибко следует за всеми поворотами сюжета,

окрашивая вокальные фразы то акварельной лирикой, то почти веристскими взрывными кульминациями.

Моноопера сопровождается только фортепиано, за роялем — автор. Алексей Курбатов отлично владеет инструментом: особенно хороши были небольшие сольные эпизоды, начиная с экспрессивного вступления. Пианиста как концертмейстера можно бы упрекнуть в излишнем форсировании звука, так что даже мощнейший голос Натальи Мурадымовой утопал в фортиссимо рояля. Но возможно, в эти моменты пианист Курбатов лишь выполнял замысел композитора Курбатова?..

Первой исполнительницей партии вечно ждущей и любящей Женщины, единой в двух лицах, — «а мы с Мариной Марковной вдвоём идём…» — стала Наталья Мурадымова. Ведущая солистка МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко сделала 45-минутную, практически беспрерывную роль значимой, что отличает её таких разных, но всегда сильных театральных героинь: Тоску, Медею, Леди Макбет. И даже злодейка поневоле, Костельничка из «Енуфы» Яначека, только что принесшая Мурадымовой премию «Золотая маска», вспоминалась порой в чеканной дикции на мецца-воче в нижнем регистре.

Концертное исполнение — своеобразный вызов актёрской выразительности певца.

Мурадымовой удалось в предельно короткий репетиционный период (не более 10 дней), не просто выучить музыкальный материал, но впеть его до осмысленного проживания, заставляя слушателей соучаствовать в паломничестве двух женщин, ищущих Андрея Ивановича.

Сколь разнообразны оттенки в рефрене «Андрей Иванович не возвращается домой»! И совсем иначе, просветлённо, с тонкой филировкой прозвучало финальное: «Андрей Иванович возвращается домой». Пожалуй, теперь другую исполнительницу «Возвращения» представить трудно.

Был и третий персонаж, названный в программе «Страшный голос».

Пётр Сафрошкин выступил в качестве чтеца-мелодекламатора. Ему достались жестокие строки: «Всё кончилось. Любимый не вернётся…..Но всё равно он больше не придёт… Убит, убит, убит!» Дикторски весомый низкий мужской голос, словно воинственное Марсово начало противопоставлялся древнему женскому: «…ожиданием своим ты спасла меня…» — простите, что из другой поэмы.

Ещё не могу не упомянуть о «гении места». Получился своеобразный каламбур: Андрей Иванович, главный персонаж поэмы и оперы, вернулся домой в Англиканскую церковь Святого Андрея. Намоленное не только в религиозном, но до сих пор в музыкальном смысле пространство храма, служившего более тридцати лет главной студией Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия», обладает удивительной аурой. Здесь не только легко играется и поётся, но дышится и думается в зале под высокими сводами по-особому.

Многострадальное путешествие за тенью, за памятью Андрея Ивановича из поэмы, не узнанного женщинами в могучей сосне, завершается обретением ими младенца Андрея Ивановича, который, наконец, возвращается на их руках домой. «Возвращение» получилось ярким и запоминающимся!

Фото: Ира Полярная

реклама