Дама под бомбами

Премьера оперы «Пиковая дама» состоялась в Донецке

Фото: Андрей Корниенко / Донбасс Опера

6 и 7 октября в Донецком государственном академическом театре оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко, с 2012 года имеющем и второе название — «Донбасс Опера», состоялась долгожданная премьера оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». В нескольких километрах от бесконечно рвущихся бомб оперный театр выпустил полноценный спектакль без всяких скидок на обстоятельства. Театр предъявил полностью укомплектованный творческий состав оркестра, хора, балета, миманса, а также два состава солистов, подготовленных к решению самых сложных творческих задач.

Полноценные декорации (сценограф — Сергей Спевякин) и исторические костюмы (художник по костюмам — Оксана Кубекина) дополняли проработанная световая партитура и интересная видео-анимация (Александр Спевякин). Оба премьерных вечера прошли при переполненном восторженном зале, единении артистов и публики.

Режиссером-постановщиком выступил известный петербургский режиссер Юрий Лаптев, который предложил театру свой в меру консервативный, в меру продвинутый взгляд на самую известную русскую оперу. Не ломая традиций постановки этой оперы, заданных Покровским, Баратовым, Пасынковым, режиссер плетет кружево из нюансов, позволяющих детально рассмотреть выдающийся шедевр русской классики. Весь спектакль наполнен тревогой и предчувствием трагедийной развязки, особым волнением разыгравшихся природных стихий, от грозы в первой картине до наводнения в шестой.

Свежо прозвучала сцена в спальне Графини в исполнении солистки Большого театра 1980-х Людмилы Шемчук. Графиня в её исполнении — это не ощущающая своего возраста и живущая в ожидании новой любовной страсти дама высшего света. Поэтому появление Германа в спальне Графини скорее испуг для него самого, попавшего в окружение оживших статуй бывших фаворитов её сиятельства. Кстати, в Донецком театре Людмила Шемчук успешно совмещает оперную карьеру с художественным руководством оперной труппой театра, щедро делясь своим мастерством с молодыми солистами. Во втором составе партию Графини исполнила опытная Татьяна Саввина.

В первый день партию Германа выразительно исполнил солист Большого театра Олег Кулько. На следующий день в этой роли предстал перспективный солист Донбасс Оперы Евгений Бойко, обладающий и крупным полётным голосом, и необходимой выносливостью, и яркими верхними нотами. В первый день партию Лизы достойно исполнила обладательница яркого запоминающегося тембра, обаятельная Элона Коржевич, во втором составе блистала многоопытная Оксана Носатова. Запомнились также Владислав Лысак в партии князя Елецкого, Анна Максудова (Полина) и Сергей Дубницкий (граф Томский).

Качество оперной труппы всегда определяли не только певцы первого положения, но и исполнители партий второго плана — в донецком театре с этим всё в полном порядке. Труппа находится в прекрасной творческой и певческой форме. Хор «Донбасс Оперы» (хормейстер Людмила Стрельцова) обладает всеми выразительными красками от ярких forte в сцене бала, до прекрасного, тембрально окрашенного mezza voce в финальном мужском хоре. Незначительные расхождения оркестра театра под руководством молодого маэстро Юрия Парамоненко с солистами и хором не испортили общего впечатления.

Нельзя не сказать о самом здании Донецкого театра оперы и балета. Это красивое здание в стиле сталинского ампира открылось в апреле 1941 года перед самой Великой отечественной войной. Зрительный зал с бархатными малиновыми креслами рассчитан почти на тысячу мест и находится в отличном состоянии. Особенно празднично выглядят зрительские фойе, оформленные в традициях имперского стиля. Попав в театр кажется, что ты по-прежнему находишься в некогда большом Советском Союзе, и ничто не напоминает о сегодняшней тяжелейшей ситуации вокруг...

Автор: Юрий Францев
Фото: Андрей Корниенко / Донбасс Опера

реклама