Премия «Легенда» в оперном стиле

Грандиозное закрытие III фестиваля «Видеть музыку»

Игорь Корябин, 20.11.2018 в 13:38

Вручение премии «Легенда» – одно из фирменных ноу-хау Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку». Среди награждений в сфере музыки, которых в наше время возникло чрезвычайно много, это выделяется тем, что при выборе своих лауреатов им движет безграничная любовь. Слово «любовь» здесь ключевое, и реакция зрительного зала (а церемония награждения обычно сопровождается большой концертной программой) доказывает это как нельзя лучше! У премии нет денежного выражения – лишь скромная античная маска, увенчанная золотыми ветвями благородного лавра. Однако у этой премии есть огромная душа и большое неравнодушное сердце. И в этом ее подлинное величие!

Среди лауреатов нынешнего года – трое артистов: оперная певица (сопрано) Маквала Касрашвили (международная мегазвезда, основные вехи творчества которой связаны с Большим театром России), певец Герард Васильев (артист Московского театра оперетты), балерина Галина Шляпина (в разные годы солистка Пермского театра оперы и балета, московского Театра классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва, а ныне педагог-репетитор «Кремлевского балета»). В числе награжденных – также дирижер Александр Анисимов (в разные годы главный дирижер Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Пермского и Самарского театров оперы и балета, маэстро, широко известный своими многочисленными постановками в оперных театрах России и за рубежом, а ныне главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Беларуси).

Среди режиссерских легенд – Григорий Спектор (в разные годы основатель и главный режиссер Томского музыкально-драматического – ныне Северского музыкального – театра и Ташкентского русского театра оперетты, некогда главный режиссер Краснодарского и Московского областного театров оперетты, Чувашского музыкального театра, режиссер Московского театра оперетты, Петрозаводского музыкального театра, а также Московского камерного музыкального театра п/р Б.А. Покровского, музыкальный критик, драматург, публицист, ныне педагог ГИТИСа). Еще одно имя-легенда – Кирилл Стрежнев (главный режиссер Свердловского театра музыкальной комедии, не только с гордостью носящего исконное, несмотря на постсоветский возврат от Свердловска к Екатеринбургу, название, но и по сей день сохраняющего и развивающего богатые традиции прошлого).

Как всегда, среди лауреатов – представители различных музыкальных цехов и амплуа, но каждый из них – олицетворение выдающихся достижений отечественной музыкальной культуры. При этом концертная программа церемонии награждения премией «Легенда», прошедшая на сцене театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова, на сей раз была выдержана преимущественно в оперном стиле. По формату она предстала принципиально новой и свежей как в сравнении с позапрошлой, так и с прошлой церемониями. Однако богатейшая палитра голосов музыкальных театров России, явив довольно броское великолепие как весьма представительное целое, планку безупречной академичности и подлинного меломанского восторга на ряде номеров всё же удерживала не всегда. И это относится не только к двум фрагментам «легкого», но такого непростого жанра оперетты, но и оперным номерам тоже.

Лишь к сведению – вряд ли к всеобъемлющему музыкальному восторгу – можно было принять дуэт Княгини Федоры и Мистера Икс из оперетты Кальмана «Принцесса цирка» в исполнении солистки Свердловского театра музыкальной комедии Ольги Балашовой и солиста Омского музыкального театра Александра Хмырова. То же – и с арией Джудитты из одноименной оперетты Легара (Юлия Башкатова, Алтайский музыкальный театр), и с арией Роберта из «Иоланты» Чайковского (Георгий Цветков, Самарский театр оперы и балета), и с арией Короля Рене из этой же оперы (Яков Стрижак, Санкт-Петербургский детский музыкальный театр «Зазеркалье»). Впрочем, последний из названных солистов всё же смог расположить к себе глубоко прочувствованным артистическим перевоплощением.

Мощные децибелы солиста «Новой Оперы» Сергея Мурзаева, хотя и идущие в ногу с музыкой, но всё же где-то рядом с ней, буквально вжали в кресло как в монологе Жерара из «Андре Шенье» Джордано, так и в дуэте Графа ди Луна и Леоноры из «Трубадура» Верди, исполненном с солисткой Пермского театра оперы и балета Зариной Абаевой. Не так давно эту певицу мы услышали на этой же сцене в рамках концертной программы, посвященной вручению премии CASTA DIVA, и одним из номеров, исполненных ею тогда, также был этот дуэт из «Трубадура» (но с другим Графом ди Луна). На сей раз певице пришлось нелегко: за силовой напористостью партнера ей приходилось «бежать» во весь опор, но, к счастью, это испытание она с честью выдержала. Истинным же украшением вечера стал ее сольный номер – полный решимости и отчаянной непреклонности романс Валли из одноименной оперы Каталани, который исполнительница смогла до краев наполнить спинтовой, обжигающей душу музыкальной страстностью.

Изюминкой вечера стало участие в нём солиста Иркутского музыкального театра Андрея Данилова, за три дня до открытия фестиваля нынешнего года взявшего Гран-при Международного конкурса теноров «Хосе Каррерас Гран-при», который прошел в Москве под эгидой Фонда Елены Образцовой. Никому не известный певец из Сибири в одночасье стал знаменитым, и за него можно лишь порадоваться! Но на рецензента, не слышавшего его на конкурсе и впервые вживую услышавшего лишь на этом концерте, где он исполнил каватину Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно, исполнитель произвел впечатление лишь богатой и довольно мощной фактурой своего голоса. В этом был его явный плюс, а по части музыкальности и стиля исполненного опуса создалось впечатление, что его победа на конкурсе – щедрый аванс, который потребует подтверждения в будущем. Но певец молод – и все шансы доказать неслучайность своей победы потенциально у него, конечно же, есть!

Еще один тенор Медет Чотабаев, солист театра «Астана Опера» (Казахстан), покорил в музыке совсем иного рода, исполнив арию Каварадосси из третьего акта «Тоски» Пуччини музыкально вдумчиво, кантиленно, драматически сочно. Феерической и полновластной царицей колоратуры в «арии мщения» Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта предстала солистка Бурятского театра оперы и балета Билигма Ринчинова. На волне проникновенно-сильного романтизма чувственную линию высокого лирического сопрано в арии Джильды из «Риголетто» Верди мастерски продолжила солистка краснодарского Музыкального театра Творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова Ольга Жарикова. В рассказе Мими из «Богемы» Пуччини степень лирической экспрессии еще больше усилила солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Ольга Тенякова. Так что на оперном фронте лирических сопрано ситуация сложилась более чем оптимистичная!

В вотчине лирико-драматических сопрано царил свой особый праздник. Довольно тонкой вокальной нюансировкой и мягкой, обволакивающей музыкальностью уверенно покорили солистка Красноярского театра оперы и балета Ксения Хованова (ария Лизы в сцене «У Канавки» из «Пиковой дамы» Чайковского), солистка Астраханского театра оперы и балета Елена Разгуляева (ария Леоноры из финального акта «Силы судьбы» Верди) и солистка Ростовского музыкального театра Анна Шаповалова (ария Русалки из одноименной оперы Дворжака). Наряду с Зариной Абаевой, о которой было сказано выше, «спинтовой драматичностью» сполна убедила и солистка Челябинского театра оперы и балета Гузелья Шахматова (ария Аиды из первого акта одноименной оперы Верди).

В сцене и финале первого акта Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова солистка театра «Санкт-Петербург Опера» Виктория Мартемьянова, всего одна меццо-сопрано в этом концерте, в неистовую драму своей героини заставила поверить благодаря глубокой, сочной, насыщенной фактуре голоса и мощному заряду артистизма. Наконец, солист Башкирского театра оперы и балета Артур Каипкулов стилистическим лоском и мощным вихрем «дьявольской» эмоциональности смог увлечь в куплетах Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст».

За дирижерским пультом Оркестра «Новой Оперы» в этот вечер попеременно находились Андрей Лебедев и Ян Латам-Кёниг. Репертуарная составляющая оказалась необычайно интересной и разноплановой, а сам торжественный гала-концерт по случаю закрытия III фестиваля «Видеть музыку» и вручения премий «Легенда» стал грандиозным завершением форума, который, несмотря на «младенческий» возраст, уже твердо стоит на своих творческих ногах и уверенно смотрит в будущее!

Фото Елены Лапиной

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Новая Опера

Персоналии

Маквала Касрашвили, Ян Латам-Кёниг

просмотры: 786



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть