В тёмном туннеле «Риголетто»

«Риголетто» — первая из четырёх премьер, запланированных в этом сезоне в Гамбургской камерной опере. Ставить пригласили немецкого режиссёра Романа Ховенбитцера. Совместно со сценографом Анной Сигерот он поместил персонажей Гюго/Верди в замкнутое чёрное пространство, холодное и исцарапанное. Это и территория власти герцога, и безвыходный туннель из злобы и страха, где психологически замкнут прóклятый Риголетто.

Свет в этом темном туннеле — Джильда, запертая в белом платье в белой «клетке».

Но там ей, конечно, постоянно угрожает опасность извне: тонкие стены в итоге ломают и разрывают, темнота врывается внутрь.

Спектакль идёт на немецком языке, новый перевод либретто сделала Барбара Хасс. Для камерного состава (скрипка, альт, виолончель, контрабас, гобой и кларнет) партитуру адаптировал Эттори Пранди. 4 ноября дирижировал ученик Сейджи Озавы молодой японский дирижёр Ю Сугимото.

В роли Риголетто от души выложился Титус Витт. В партии Джильды выступила двадцатидвухлетняя Анна Рабе – многообещающая немецкая артистка.

Герцог Мантуанский (румынский тенор Влад Георге) – атлет-боксёр и кокаиновый наркоман.

Красивый, с приятным тембром голоса, он, тем не менее, совсем не вызывал симпатии — играл неумного, плоского человека. Больше всего понравилось, как герцог, посматривая на часы, стоял пустой головой в ожидании, пока Риголетто уйдёт от дочери, и от скуки пинал ногой стену.

Спарафучиле в золотом жилете (Бруно Варгас) и Маддалена (Фелине Кнабе) пластично двигались в образах иронично-весёлых танцоров кабаре/варьете, иногда на проекционном экране танцевали их тени. Жаль, что для Бруно Варгаса, с его мягким красивым басом, не было в спектакле партий побольше (он же был и графом Монтероне).

Для каждого из трёх придворных-садистов (Роберт Элибей-Хартог, Даниэль Понерт, Стефан Хан) разработали свой индивидуальный рисунок роли.

К рваному звуку, похожему на обрывки кукольного домика Джильды, нужно привыкнуть: первая сцена с графиней Чепрано разговорная; некоторую жёсткость придаёт и немецкий язык; в камерном зале резче, громче звучат голоса, не летят, а приземляются; звук не идёт сплошным плавным потоком, а контрастно скачет. Но когда привыкаешь и втягиваешься, начинаешь ценить те грани, которые на эмоциональном уровне делает более ощутимыми эта постановка со страшными декорациями: хоррор, тревожность, а также неприкрытую жестокость этой истории, часто не так выпукло выступающую в классических постановках, где она сглаживается красотой костюмов и звучания.

Премьера спектакля состоялась 21 сентября 2018 года.

Foto: J. Flügel

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Гамбургскую государственную оперу, Филармонию на Эльбе, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама