Премьера «Così fan tutte» в Гамбургской опере

Новый сезон открылся в Гамбурге премьерой оперы Моцарта «Так поступают все» («Così fan tutte») в постановке немецкого режиссёра Герберта Фритша.

В юности Герберт Фритш грабил аптеки. Этот опыт он оценивает в одном из своих интервью следующим образом: «Когда я в первый раз прошёл сквозь разбитое стекло, возникло чувство, сопровождающее меня потом всю жизнь. Человек стоит в пространстве, которое он себе завоевал».

Сложно сказать, насколько полно Герберт Фритш завоевывает в этом спектакле своим цветным геометризмом. На сцене в неоновом свете двигаются раскрашенные куклы — современные вариации на тему сommedia dell’arte и театра марионеток. Механический клавесин в центре подчеркивает механистичность движений этих условных фигур.

Дон Альфонсо (Пьетро Спаньоли) здесь и кукловод, и фарсовая маска одновременно. Красно-чёрной гаммой своего костюма он сближается с Деспиной, другим двигателем сюжетной интриги в произведении. Деспина (Сильвия Швартц) в чёрных паучьих сапогах во всех своих обличьях словно пришла из мира насекомых.

Безусловной удачей стали образы Дорабеллы и Фьордилиджи: отлично разработанная пластика, интересные костюмы (их автор – Виктория Бер). Эти куклы в белых геометрических чепчиках были прекрасны. Приятно хрупкое колоратурное меццо Иды Алдриан (Дорабелла), милы её гримаски, но особенно восхитительна чудесная Мальвина — Фьордилиджи (Мария Бенгтссон) — с красивейшим по тембру голосом и piano, проникающими прямо в сердце. Эта фигура удерживала внимание наиболее сильно.

Особенно артисткам удалось сцена прощания с возлюбленными, якобы уходящими на войну: трогательное, нежное, как звук старинного барочного инструмента пение, к которому нужно относится бережно — как к нему и отнесся дирижер Себастиан Руланд. Оркестр под его управлением звучал блекло по сравнению с надрывной яркостью красок на сцене, но достаточно акцентированно и в полной гармонии с голосами артистов.

Феррандо (Алексей Пальчиков) и Гульельмо (Картал Карагедик) переоделись так переоделись: в снежных людей. Видимо, так режиссёр подчеркивает абсурдность и театральную условность этого их поступка. Интересно, насколько удобно петь в таких объемных длинных париках и мантиях.

Хотя Марию Бенгтссон, конечно же, стоит услышать и увидеть в роли Фьордилиджи, и спектакль этот в целом — качественное изделие, не лишенное остроумия и красоты, в конце остаётся впечатление, что это — такое представление, на которое можно сходить, а можно и не сходить. Ничего от этого в настроении, в понимании музыки Моцарта и искусства не изменится.

Премьера состоялась 8 сентября 2018 года, рецензируемое представление — 23 сентября.

Foto: © Hans Jörg Michel

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Гамбургскую государственную оперу, Филармонию на Эльбе, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама