Балету Джона Ноймайера «Дама с камелиями» исполняется 40 лет

Мировая премьера балета Джона Ноймайера «Дама с камелиями» по одноимённому роману Дюма-сына прошла 4 ноября 1978 года в Штутгарте, главную партию танцевала Марсия Хайде. 12 мая я была на одном из пяти юбилейных показов на гамбургской сцене.

В «немом» прологе идёт подготовка к аукциону, о нём извещает «большое объявление о предстоящей распродаже мебели и предметов роскоши». Зрителей переносят в 1847 год, когда умерла Мари Дюплесси, графиня де Перриго, ставшая прототипом для Маргариты/Виолетты как литературно-оперных героинь, выстроенных на скрещении архетипеческих для европейской культуры образов блудницы и святой.

Маргарита Готье (Алина Кожокару), ставшая престижным объектом потребления в силу успешности своей маркетинговой стратегии, слушает признания порывистого Армана (Александр Труш) с красной камелией на груди – знаком того, что клиентов она сегодня не принимает. В этом мастерски и элегантно созданном женском образе всё же не хватает лёгких пластических намёков на то, что героиня не только тонко чувствует и возвышенно страдает, но и постоянно занимается проституцией.

Её скульптурная сцена с обнаженным Герцогом вызывающе красива.

Хореографические фигуры Ноймайера были, как показалось, недостаточно технически отработаны, расплывались и нечетко отпечатались в памяти. На пике своего страдания – пока бежал в луче света наискосок сцены и, наконец, рухнул в объятия отца – Арман выглядел, во многом, комически.

Дюваль-отец (Карстен Юнг), закованный в черный сюртук приличий, сидит неподвижно в углу с платьем Маргариты на протяжении любовных сцен в первом и втором акте, олицетворяя социальный порядок и принятые правила поведения, нависая над романтическим счастьем как неумолимая стена. Позже, обрамляя себя скупыми жестами, он предстаёт столпом общества, Маргарита кружит вокруг него на пуантах, но этот столп ей не свалить.

Маргариту также осаждают холодный аристократически сдержанный Герцог (Дарио Франкони) и граф N. (Мариа Хугует) – очкарик, сперва суетящийся с конфетами для Маргариты (только засахаренный виноград), потом совершенно о ней забывающий.

Прюданс – в романе Дюма-сына уже немолодая бывшая куртизанка, поддерживающая отношения с Маргаритой, скорее, из корыстных побуждений. Ноймайер делает её юной и хорошенькой, а в исполнении Мадоки Сугаи она стала неотразимой, легкомысленно-лёгкой в пышных платьях, заражающей весельем и понравилась, может быть, даже больше всех персонажей. Прюданс с размаху приземляется на подушку, подыгрывая своему вульгарному любовнику с хлыстиком, искренне выражает обеспокоенность состоянием Маргариты и проявляет сочувствие к ней, хотя и ничем не может помочь.

Куртизанка Олимпия (Эмили Мазон), с которой Арман демонстративно появляется в полусвете, чтобы терзать Маргариту – хорошенькая самодовольная блондинка с пустой улыбкой.

Балет поставлен на музыку Фридерика Шопена, современника Мари Дюплесси, пережившего её на два года и тоже умершего от туберкулёза.

Его сонаты, вальсы и прелюдии окрашивают события в тона польско-французской меланхолии, создавая ощущение скоротечности жизни, невозможности вернуть утраченное. Дирижировал Маркус Летинен, за роялем сменялись Михал Бялк и Андрей Рудченко. Музыка воспринималась как скучноватый аккомпанемент, на такой концерт я бы, скорее, не пошла.

В простых декорациях атмосферу броской роскоши полусвета создают костюмы Юргена Розе: чередуются Голубой бал, Красный Бал, Золотой бал; кружевные платья с черными лентами, взлетающие летом в Буживале, уступают место безысходной осенней прогулке Маргариты на Елисейских полях.

Армана представляют Маргарите на балете «Манон Леско», этот балет становится также последним представлением, которое она посещает перед смертью. Маргарита отождествляет себя с Манон – прелестной девушкой, ставшей жертвой беззаботной любви к роскоши – и осмысляет свою судьбу с помощью этого образа. Книгу аббата Прево в произведении Дюма-сына Маргарите подарил Арман с надписью: «Маргарите смиренная Манон», позже она была выкуплена на аукционе рассказчиком.

Роман «Манон Леско» действительно нашли в вещах Мари Дюплесси с её пометками на полях. Сходство между Маргаритой и Манон подчёркивает, например, месье Дюваль, когда, предостерегая сына, говорит: «Всякая Манон может создать де Гриё». Различие обозначает сама Маргарита, утверждая, что «женщина, которая любит, не может делать то, что делала Манон».

Манон (Сильвия Аццони) в сопровождении поклонников появляется на сцене и во время разговора Маргариты и месье Дюваля:

рокайльная куколка становится непреклонной и жесткой, она властно забирает Маргариту обратно в мир сверкающих украшений и безликих мужчин в черных сюртуках.

Если Манон умирает на руках у де Гриё (Александр Рябко с выбеленным лицом), то Маргарита в балете угасает в одиночестве.

Манон Леско, Маргарита Готье, можно добавить и другие имена – эти литературные куртизанки гибнут, словно наказываются смертью за грехи. Позже Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени» показывает, как растворяются барьеры между светом и полусветом; карьеры куртизанок уже не заканчиваются крахом и посмертной распродажей имущества: Одетта становится герцогиней, Рашель – блестящей актрисой.

Остаётся только порадоваться тому, что социально-экономические реалии, обусловившие личные трагедии Маргариты и Армана, изменились; медицинская наука развилась; а деление женщин на тех, что непременно должны сохранять в глазах мужчин «чистоту» («Чистые чувства бывают только у безупречно чистых женщин») и тех других, нужных для того, чтобы у них была такая возможность, уходит в прошлое.

Фото — Kiran West

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Гамбургскую государственную оперу, Филармонию на Эльбе, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама