«Неистовый Роланд»: между барокко и современностью

Фото: © Dr. Joachim Flügel

Гамбургская камерная опера, основанная в 1996 году, делит крышу и сцену с музыкальным Театром для детей, вместе они образуют частный Allee Theater, спрятавшийся на Аллее Макса Брауэра в районе Альтона. В зале на 203 места барочные мотивы сочетаются с подвальной романтикой: по темным стенам проходят трубы, ножки и спинки стульев состарены и позолочены. В оркестровой яме помещается семь музыкантов. В этом небольшом театре можно провести чудесный вечер на спектакле «Неистовый Роланд» («Orlando furioso»). Эту оперу-сериа Антонио Вивальди сочинил в 1727 году, когда директорствовал в венецианском Театре Сант-Анджело.

Со дня премьеры, прошедшей 23 февраля 2018 года, артисты Гамбургской камерной оперы постоянно играют спектакль три-четыре раза в неделю, без перерыва на другие постановки. В итоге попадаешь на отлично сработанное и отработанное представление, очень цельное, идущее в хорошем темпе. Небольшая дистанция позволяет видеть все нюансы актёрской игры, в хорошо сделанном зале выгодно звучат голоса.

В основе либретто лежит рыцарская поэма ренессансного поэта и драматурга Лудовико Ариосто. Запутанный сюжет о заколдованном рыцаре Ариосто представляет иронически, так же, как позже поступит Сервантес, пересказывая и пародируя истории, воодушевляющие Дон Кихота.

В театре нет электронной строки с переводом, в опере арии da capo чередуются с речитативами, поэтому спектакль идёт на немецком языке. Перевод сделала Барбара Хасс, вместе со своим мужем Уве Деекеном и основавшая Гамбургскую камерную оперу.

На острове жаждущей мужской любви колдуньи Альцины (Фелине Кнабе), наслаждающейся обществом привороженного принца Астольфо (Титус Витт), оказываются две влюблённые пары. Это прекрасная Анжелика (Наташа Двулецки) и робкий Медоро (Рихард Нойгебауэр), воинственная графиня Брадаманте (Мария Маргарита Брунауэр) и тоже на некоторое время околдованный рыцарь Руджеро (Роберт Элибей-Хартог). На остров врывается и Роланд, страстно преследующий Анжелику, он впадает в безумие, но потом относительно приходит в себя и уничтожает урну с эликсиром вечной молодости. Тем самым колдунья повержена.

В роли неистового рыцаря нидерландский контртенор Йоэль Вуик действительно был центральным и наиболее запоминающимся персонажем. В его длинные светлые волосы и бороду вплели золотые нити, он развязно улыбался синими губами; постоянные переходы с баритона в речитативах на контртенор в ариях создавали своеобразный эротический эффект.

Партитура «Неистового Роланда» сохранилась не полностью, в своей музыкальной редакции итальяно-немецкий дирижёр и композитор Этторе Пранди уложил оперу в два акта. Он же осуществляет и музыкальное руководство. Группу аккомпанирующих инструментов образуют флейта, виолончель, альт и клавесин.

Как известно, барочное пение сопровождалась кодифицированной системой жестов: каждой эмоции или аффекту отвечали определённые движения и позы, подобно тому как в живописи того времени была разработана устойчивая иконография для передачи душевных состояний. В постановке немецкого режиссёра Андреаса Франца эти жесты тоже используются, но историческая дистанция сообщает им неизбежный иронический оттенок.

Cценограф и художник по костюмам Катрин Кеглер простыми средствами попыталась приблизиться к барочной грандиозности и зрелищности декораций, сложности сценических механизмов, роскоши нарядов. В клубах пара на сцену вываливается белый картонный конь рыцаря Руджеро; Медоро отчаянно и смешно сражается с голубыми полиэтиленовыми волнами.

В пострежиссёрском театре можно увидеть возврат ко многим особенностям барочной оперы. Это и вмешательство в музыкальную ткань произведения, использование в постановках других музыкальных фрагментов, что напоминает барочное пастиччо (партитура не сакральна, как в романтизме); и отсутствие четкой границы между залом и сценой; и необязательность (иногда невозможность) концентрированного восприятия; желание постановщиков непременно поразить, удивить. Но в отличие от эпохи барокко, видимое и слышимое в современных постановках зачастую противоречат друг другу и принадлежат к различным эстетическим системам.

В случае же «Неистового Роланда» музыка и сценическое действие идут единой неделимой волной, пусть и камерной. Это – исторический спектакль, воспринимающийся, тем не менее, как самый современный.

Фото: © Dr. Joachim Flügel

реклама

вам может быть интересно